22 февраля 2013, 10:09

Экономисты считаю неэффективным затраты в $100 млрд на инфраструктуру Японии Forex EuroClub

Главный вопрос, стоящий сейчас перед премьер-министром Японии Синдзо Абэ, как он намеревается в ближайшие 15 месяцев потратить более $ 100 млрд на инфраструктуру, чтобы помочь возродить экономику своей страны. Однако в ультра-современной Японии уже есть все и сверхсовременные поезда, и дороги, и даже искусственные острова.
"Мы не можем просто продолжать строить дороги и инфраструктуру, как мы привыкли ранее, теперь, во времена, когда население стареет и сокращается", считает Такаеши Игараси, профессор экономической политики университета Хосеи Японии, который был советником предыдущей администрации демократов по восстановлению от землетрясения, цунами и ядерной аварии на Фукусиме в 2011 году .
Расходы на инфраструктуру являются главным пунктом экономической повестки Абэ наряду подталкиванием центрального банка к более агрессивным мерам по прекращению дефляции. После прихода к власти в декабре Абэ выделил 10 триллионов иен (107 миллиардов долларов) на создание новой инфраструктуры и модернизацию в течение ближайших 15 месяцев , и половина из этого финансируется государственным долгом.
Это эквивалентно четверти суммы, которую по оценке Организации экономического сотрудничества и развития необходимо потратить всему миру на транспортную инфраструктуру каждый год.
Государственные расходы является классическим средством для поддержки слабого роста. Но Япония уже пробовала этот метод ранее, заливая примерно $2 трлн в бетон и сталь с 1990 года в тщетной попытке реанимировать экономику, и не смотря на это сейчас экономика находится уже в четвертой рецессии с 2000 года.
Экономисты предупреждают, что без реформ поддерживающих потенциал долгосрочного экономического роста в Японии, такие большие расходы произведут лишь временный толчок, который с другой стороны раздует государственный долг, который и так более чем вдвое превосходит национальное производство.
"Воздействие должно быть существенным, но оно будет краткосрочным", сказал Томо Киношита, главный экономист Nomura Securities в Токио. Киношита считает, что каждые 10 трлн иен расходов добавят всего лишь около 11 трлн ВВП.
Но даже потратить такую большую сумму уже будет трудно, потому что многое уже построено. Япония, которая по площади занимает 61 место в мире, имеет 1,2 млн. км дорог, т.е. пятую по величине сеть в мире . Она имеет 680 000 мостов, 10 000 туннелей, 250 современных поездов и 98 аэропортов. Критики правительства уже давно высмеивают все это, называя «белыми слонами» - ненужными, дорогостоящими и экологически вредными.
Правительство Абэ говорит, что оно возродит общественные работы, но не прошлые ошибки. "Мы должны иметь в виду, что есть большие преимущества, когда инфраструктура построена, но затраты на обслуживание и долги остаются после завершения проектов", заявил министр экономики Акира Амари. "Мы не будем создавать проекты общественных работ только ради строительства».
Но если от строительства новых "белых слонов" не может быть и речи, правительство рискует не найти целей для своих расходов и оно может не достичь желаемого стимула. Проще говоря, непонятно, на что Япония потратит $ 100 млрд.
Абэ говорит, что целью этих расходов является стимулирование экономического роста и повышение способности Японии противостоять стихийным бедствиям, таким как землетрясения и цунами.
Инвестирование в ненужную инфраструктуру, сверх того, что необходимо сохранить Японии для собственной безопасности, не имеет большого экономического смысла, считает Атцуши Мияваки, профессор экономики общественного сектора университета Хоккайдо. "Весь вопрос в том, какой вклад в экономику будет поступать из массивных внутренних инвестиций", сказал он.