7 декабря 2012, 15:50

Выступление Марио Драги, Будапешт, 7 декабря 2012, часть 2 Forex EuroClub

Экономические проблемы
Вторая и дополнительная задача - экономическая. Преимущества перехода на евро тем больше, чем более последовательная экономическая структура имеется у существующих и потенциальных членов. Интеграцию в целом можно определить как процесс, в котором межстрановые различия в экономических структурах уменьшаются с течением времени. Успех процесса интеграции в конечном счете, зависит от устойчивости политики, которая лежит в его основе.
Недостатки в процессе сближения между членами зоны евро были в корне проблемы, с которой мы столкнулись начиная с 2010 года. Но я рад сообщить, что прогресс в решении этих недостатков есть.
Внешние дисбалансы и бюджетные дисбалансы начинают ликвидироваться. Попытки вернуть ценовую и неценовую конкурентоспособность приносят свои первые плоды. Уменьшение долговой нагрузки, как правило идет правильным путем, даже если это негативно влияет на кредитные потоки в реальную экономику в некоторых частях зоны евро. Долг будет сокращен в некоторых странах, в то время как другие разрабатывают стратегии, чтобы начать устойчивое сокращение долга с течением времени. Проблемы слабости финансового сектора решаются решаются вместе с их причинами на уровне суверенных рисков.
Как я уже говорил, прогресс есть, но многое еще предстоит сделать. Недавний опыт некоторых нынешних членов зоны евро также служит предостережением для стран-членов ЕС связанных Договором, по которому они перейдут на евро в будущем. Теперь я перейду к проблемам, стоящим перед этими странами в процессе интеграции.

2. Перспективы стран ЕС, которым еще предстоит принять евро
Основа интеграции
За исключением двух случаев, все страны-члены ЕС, которые еще не в зоне евро, как ожидается, утвердят единую валюту и будут соответствовать определенным критериям вступления в еврозону. Как вы знаете, Договор определяет эти критерии в трех измерениях.
Первое измерение — это степень номинальной интеграции в зону евро. Это означает достижение стабильности цен, обеспечение устойчивого финансового положения правительства; обеспечение устойчивого сближения долгосрочные номинальных процентных ставок и поддержание стабильного обменного курса между национальной валютой и евро.
Договор также требует, чтобы номинальная интеграция была устойчивой Это невозможно без подкрепления ее высокой степенью реальной интеграции. Согласно этому второму измерению, принятие евро имеет смысл только в том случае, если экономическая структура будущего члена еврозоны в достаточной степени сходна с преобладающей структурой в зоне евро.
Успех реального процесса интеграции в свою очередь зависит от устойчивости соответствующей политики. Проблемы, с которыми мы сталкивались с 2010 года показали опасности, что крупные и стойкие макроэкономические дисбалансы представляют опасность не только для стабильности национальной экономики, но и для нормального функционирования зоны евро в целом. Мы все знаем, на сколько тяжелыми бывают последствия длительной потери конкурентоспособности, чрезмерной задолженности и пузырей на рынке жилья.
Признавая этот факт, страны-члены ЕС перешли к сильному контролю за внутренней политикой. Позвольте мне напомнить вам о двух примерах. Одним из них является новая «Процедура макроэкономического дисбаланса», которая направлена на предотвращение наращивания новых макроэкономических дисбалансов и коррекции существующих дисбалансов. Другая называется «Финансовый контракт», который был подписан всеми членами ЕС, за исключением Великобритании и Чешской Республики в марте этого года и который усиливает устойчивость и укрепляет надежность финансовой политики.
Третье измерение интеграции - институциональное. Соответствующие национальные законодательства, в том числе устав национального центрального банка, должны быть совместимы с договорами ЕС и Уставом Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ).
В общем урок, который мы получили на горьком опыте, заключается в том, что сила институциональной среды имеет решающее значение для устойчивости экономической интеграции. Совершенствование институциональной среды влечет за собой, помимо всего прочего, более совершенное регулирование, совершенствование методов управления, повышение качества статистических данных и более благоприятную среду для бизнеса. Устранение препятствий на пути эффективного использования факторов производства способствует повышению потенциала роста каждой страны.
Как добиться высокой степени устойчивой интеграции?
Итак, как можно странам лучше подготовить свою экономику, чтобы воспользоваться преимуществами более тесной европейской интеграции? Есть четыре строительных блока: денежно-кредитная политика, структурная политика, фискальная политика и финансовая политика. Позвольте мне вкратце охарактеризовать каждый из этих блоков.
Денежно-кредитная политика
Во-первых, денежно-кредитная политика, которая будет принята до введения евро, остается в зоне национальной ответственности. Но ряд обязательств по Договору уже применяются на данном этапе. В частности, основной целью денежно-кредитной политики должна быть стабильность цен, а политика валютного курса должна рассматриваться как учитывающая взаимные интересы.
Денежно-кредитная политика лучше способствует росту посредством предоставления ценовой стабильности. Общая стабильность цен создает предсказуемые условия, способствующие эффективной корректировке относительных цен и укрепляет доверие инвесторов и потребителей. Она также защищает покупательную способность наиболее уязвимых членов общества.
Для обеспечения стабильности цен были разработаны различные меры денежной политики. Некоторые члены ЕС вне зоны евро зафиксировали курс своей национальной валюты к евро, который имеет очень хорошую инфляционную историю. Другой подход - который был принят Венгрией — объединение гибкости обменного курса с режимом таргетирования инфляции.
Я понимаю, что глава банка Симор сосредоточит свои замечания на вопросах прошлого и будущего таргетирования инфляции в Венгрии. Так что я ограничусь комментарии о важности доверия к центральному банку для успешного таргетирования инфляции.
В конечном итоге успех центрального банка в поддержании ценовой стабильности зависит от его авторитета. Доверие закрепляет инфляционные ожидания в соответствии с определенной целью ценовой стабильности принятой центральным банком. Хорошо закрепленные инфляционные ожидания, в свою очередь влияют на принятие решений при установления уровней заработной платы и цен.
Ключевой предпосылкой для надежной денежно-кредитной политики является независимость центрального банка. Этот принцип закреплен в Договоре и Уставе ЕСЦБ. Каждый центральный банк в ЕС должен быть институционально, физически, функционально и финансово независимым. Институциональная и физическая независимости защищает центральный банк и его органы при принятии решений от прямого или косвенного влияния третьих лиц при выполнении ими своих задач. Функциональная независимость предполагает, что центральный банк имеет необходимые средства и права для достижения своих целей независимо от любого другого органа. А финансовая независимость гарантирует, что центральный банк имеет доступ и контроль над достаточными финансовыми и человеческими ресурсами для выполнения своего мандата.
Доверие к инфляционному таргетированию в малой открытой экономике также зависит от понимания центральными банками влияния их денежно-кредитной политики на обменный курс.
Например, при наличии большой задолженности частного и государственного секторов с большой открытой валютной позицией центральные банки имеют мало пространства для маневра, когда сталкиваются с ослаблением экономики. Это особенно верно, когда инфляция уже высока и пока нет критической массы структурных и институциональных реформ, способных уменьшить премии странового риска до приемлемого уровня.
В этих условиях снижение процентной ставки для стимулирования экономики может вызвать риск обесценения национальной валюты в определенный момент времени. Снижение курса национальной валюты, в свою очередь даст толчок к дальнейшей инфляции и компенсирует влияние экономических стимулов через отрицательное воздействие платежного баланса на потребление и инвестиции.