17 мая 2007, 13:11

Chatham House: Ирак стоит перед лицом гражданской войны и смуты, а также угрозы распада Forex EuroClub

Chatham House: Ирак стоит перед лицом гражданской войны и смуты, а также угрозы распада
Находящийся под контролем многонациональных сил Ирак стоит перед лицом гражданской войны и смуты на фоне борьбы за власть между региональными этническими группировками, сообщается в докладе Chatham House, лондонской организации по изучению международных проблем, которая консультирует правительства европейских государств, включая Великобританию.
В настоящее время в Ираке наблюдаются процессы, характерные для гражданской войны. Особенностью современной общественно-политической ситуации Ирака является то, что страна поделена между региональными этническими, племенными и религиозными группировками. В число основных этнических и религиозных общин страны входят: религиозное меньшинство арабов суннитов, религиозное большинство шиитов, проживающие на севере курды и туркмены. Лишь за прошедший апрель в Ираке погибло около 1500 гражданских лиц в результате террористических актов и столкновений. США направляют в страну дополнительно 30 тыс. солдат, чтобы усилить военный контроль в Багдаде и его окрестностях.
В докладе лондонской организации отмечается, что 2007 год станет особенно важным периодом. В течение года планируется решить наиболее дестабилизирующие вопросы, включая использование доходов от добычи нефти, законодательные инициативы по федеральному устройству страны, определение территориальных границ автономного района проживания курдов. В докладе отмечается, что стратегический анализ союзных сил, которые в основном состоят из боевых подразделений США и Великобритании, привел к недооценке реальной ситуации в стране. “Этот ошибочный анализ привел к тому, что существует представление об идеальном устройстве Ирака в будущем, но зачастую нет возможности определить текущее состояние дел в стране”, - полагает Гарет Стэнсфилд (Gareth Stansfield), который подготовил доклад.
В частности, в Багдаде идет ожесточенная борьба между суннитами и шиитами за контроль над государством. Кроме того, на севере в нефтяном Киркуке “постоянно возникают конфликты между курдским и некурдским населением”. Одновременно с этим происходят столкновения суннитских племенных групп с подразделениями под контролем Алькаиды на западе в провинции Эль-Анбар, а на юге страны шиитские группировки ведут борьбу за контроль над богатым нефтью городом Басра. В среде самих шиитов также существуют конфликты националистов и федералистов. Суннитские группировки в центре и на севере, а шиитские на юге, атакуют подразделения США и Великобритании.
При этом от столкновений в большей степени страдает гражданское население. Минимум 63 тыс. человек из гражданского населения страны погибло после начала операции США против Ирака. Это достаточно консервативная оценка, основанная на сообщениях прессы, где могут не учитываться менее масштабные террористические акты или случайные жертвы во время столкновений. Также растет число погибших военнослужащих США.
Стэнсфилд предлагает и пути решения проблемы. В частности, необходимо более широкое участие суннитского меньшинства в управлении страной. Кроме того, он советует поддержать идею курдской автономии на севере Ирака. “Ирак должен стать федеральным государством, если он желает выжить, поскольку курды вряд ли согласятся мирно сосуществовать в рамках государства без автономии”, - советует Стэнсфилд. Существующее централизованное правительство показало свою неэффективность в удержании власти, а поэтому страна должна быть организована на принципах федерализма.
Доклад Chatham House “Accepting Realities in Iraq” (Принятие реальности в Ираке) не предлагает каких-либо новых идей и подходов. В целом, идея федерального устройства Ирака уже обсуждается несколько лет после начала вторжения американской группировки в 2003 году. Многие видят в этом возможность балансировки политических интересов различных этнических и религиозных групп. Впрочем, по мнению оппонентов, это подтолкнет Ирак на пути к распаду и созданию ряда небольших государств. При этом ситуация может в еще большей степени усугубиться. Турция давно заявляет, что не приемлет создания курдской автономии в любой форме. Более того, Анкара довольно жестко высказалась о возможности вторжения на территорию курдской автономии, чтобы предотвратить схожие сепаратистские процессы в самой Турции. Шиитская автономия, или потенциальное шиитское государство, на юге попадет под еще более сильное влияние Ирана, а сунниты, лишившись богатых нефтью районов страны, могут стать источником террористической угрозы для Ирака и всего мира.
Наиболее рациональным решением в подобной ситуации является не принесение идей устройства идеального Ирака извне, а организация внутреннего диалога в самой стране. При этом необходимо вовлечь в него всех участников политического процесса при посредничестве незаинтересованной стороны и авторитетных арабских государств. В частности, подобную роль могла бы сыграть Россия, как международный посредник, а также Лига арабских государств, которая имеет весьма большой вес в регионе. Иначе Ирак рискует и после федерализации остаться источником напряженности и центром нестабильности, поскольку любое решение извне почти всегда отторгается обществом.