13 декабря 2004, 09:46

Цены на нефть в Лондоне упали более чем на $2, цены на нефть в Нью-Йорке Forex EuroClub

опустились на $1,82
Центральным событием для рынка нефтяных фьючерсов в пятницу 10 декабря была конференция ОПЕК, состоявшаяся в этот день в Каире. Согласно решению конференции, 10 стран ОПЕК, участвующих в соглашении о квотах, с 1 января должны сократить нефтедобычу на 1 млн. баррелей в день до уровня действующей квоты, равной 27 млн. баррелей в день. Совокупная квота в 27 млн. баррелей в день была введена решением сентябрьской конференции ОПЕК с 1 ноября. По оценкам ОПЕК, в настоящее время данная квота превышается примерно на 1 млн. баррелей в день. Этот лишний 1 млн. баррелей в день и должен быть устранен с 1 января. Кроме того, члены ОПЕК решили провести внеочередную конференцию 30 января. Как сказали представители Ирана и Кувейта, на конференции 30 января члены картеля должны рассмотреть вопрос о понижении совокупной квоты с нынешних 27 млн. баррелей в день во II квартале.
Первоначально рынок нефтяных фьючерсов ответил на решение ОПЕК повышением котировок. В середине дня в Лондоне январские фьючерсы на нефть марки Brent на Международной нефтяной бирже IPE торговались с повышением более чем в 50 центов. Январские фьючерсы на нефть марки WTI на Нью-Йоркской товарной бирже NYMEX открылись с повышением в 52 цента, на отметке $43,05 за баррель. Но, поднявшись на утренних торгах до $43,10, январские фьючерсы на нефть WTI стали сокращать прирост и затем развернулись вниз. Ближе к закрытию продажи нефтяных фьючерсов приобрели обвальный характер. По итогам дня январские фьючерсы на нефть марки Brent на бирже IPE в Лондоне рухнули на $2,29 до $37,38 за баррель. Январские фьючерсы на нефть марки WTI на бирже NYMEX упали на $1,82 до $40,71 за баррель, закрывшись ниже $41 впервые после 21 июля. Интересно, что январские фьючерсы на топочный мазут в Нью-Йорке упали в пятницу на 7,44 цента до $1,2257 за галлон, или на 5,7%, хотя товарные запасы мазута в Америке находятся на низком уровне, а метеорологи ожидают, что на следующей неделе в восточные штаты придет волна арктического воздуха. Как известно, северо-восток США является главным региональным потребителем топочного мазута в зимний сезон.
Как считает трейдер энергетической компании Energy Merchant Corp. в Нью-Йорке Эд Сильер (Ed Silliere), в пятницу рынок топливных фьючерсов обнаружил свой "медвежий" характер. "Медвежьи рынки игнорируют "бычьи" новости, и это именно то, что мы сделали сегодня", - прокомментировал Сильер обвал цен на нефть и мазут.
"В оправдание" рынку можно сказать, что решение ОПЕК было давно ожидаемым и, как пишет Associated Press, консервативным. В докладе ОПЕК от 18 ноября указывалось, что, согласно прогнозам картеля, спрос на нефть ОПЕК в IV квартале и в I квартале будет составлять 28,2 млн. баррелей в день. Вместе с Ираком, 11-м членом ОПЕК, члены этой организации добывают более 29 млн. баррелей в день. Как было сказано в докладе ОПЕК в ноябре, если картель будет добывать нефть на прежнем уровне, то мировые товарные запасы нефти нынешней зимой увеличатся вопреки сезонной тенденции. В зимние месяцы, когда в северном полушарии высок спрос на топливо для обогрева помещений, товарные запасы нефти в мире уменьшаются. Рост товарных запасов нефти вообще, а тем более противоестественный рост запасов в зимний период, является фактором снижения цен на нефть.
Хотя решением, принятым в Каире, ОПЕК попыталась воспрепятствовать увеличению товарных запасов нефти, рынок, вероятно, посчитал, что решение носит мягкий характер и не повлияет на запасы в ближайшей перспективе. На транспортировку нефти с Ближнего Востока в США требуется до полутора месяцев. США являются крупнейшим мировым потребителем топлива, и рынки топливных фьючерсов судят о состоянии товарных запасов нефти и нефтепродуктов по состоянию американских запасов. Даже если ближневосточные члены ОПЕК станут сокращать нефтедобычу прямо сейчас, импорт нефти в Америку останется на прежнем высоком уровне еще в течение нескольких недель. Венесуэлу, соседку Америки, решение о понижении нефтедобычи до уровня квоты не коснется, поскольку она и так не превышает свою квоту.
Безусловно, "бычьим" фактором остается низкий объем запасов топочного мазута в США в условиях зимы, и он может "заиграть" при наступлении холодов в северо-восточных штатах. Но рынок очень увлеченно играл этим фактором в октябре, подняв номинальные цены на нефть до небывалых высот, и к настоящему времени, возможно, пресытился игрой. По крайней мере, судя по массовым продажам фьючерсов на нефть и мазут в пятницу, участники фьючерсного рынка не питали в этот день "бычьих" надежд.
Тем не менее, Международное энергетическое агентство IEA считает, что озабоченность ОПЕК в отношении дальнейшего резкого снижения цен на нефть является избыточной. "Ограниченные производственные мощности, геополитическая неопределенность и рост спроса не исчезнут в одну ночь", - сказано в очередном ежемесячном докладе IEA, выпущенном в пятницу.
В декабрьском докладе IEA понизило прогноз по росту мирового спроса на нефть в 2005 г. на 70 тысяч баррелей в день до 1,38 млн. баррелей в день. По этому прогнозу, мировой спрос на нефть вырастет в 2005 г. на 1,7% до 83,7 млн. баррелей в день. IEA оставило в силе свою оценку спроса на нефть в 2004 г. Согласно оценке IEA, мировой спрос на нефть вырос в 2004 г. на 2,63 млн. баррелей в день, или на 3,3%, до 82,4 млн. баррелей в день.
Основным фактором ожидаемого замедления роста мирового спроса на нефть в 2005 г. IEA называет замедление роста спроса в Китае. Согласно оценке IEA, в 2004 г. спрос на нефть и нефтепродукты в Китае вырос на 810 тысяч баррелей в день или на 14,7%. По прогнозу IEA, в 2005 г. спрос в Китае вырастет на 360 тысяч баррелей в день или на 5,7%. В 2003 г. спрос на нефть и нефтепродукты в Китае увеличился на 550 тысяч баррелей в день или на 11%. Как сказано в докладе IEA, резкий рост спроса в Китае в 2003 и 2004 гг. был в значительной степени обусловлен тем обстоятельством, что производство электроэнергии энергетическими станциями намного отставало от потребностей бурно растущей китайской экономики, в результате чего китайцы стали широко использовать электрогенераторы, работающие на дизельном топливе. По словам IEA, китайские энергетические станции, работающие не на нефтепродуктах, постепенно увеличивают производство, сокращая разрыв со спросом на электроэнергию. По мере сокращения этого разрыва рост спроса на нефтепродукты в Китае становится более медленным.
Из Ирака в пятницу пришло сообщение о восстановлении транспортировки нефти с северных месторождений в районе Киркука в турецкий порт Джейхан. Экспортный нефтепровод Киркук-Джейхан простаивал с 28 ноября, когда его в очередной раз подорвали диверсанты. /www.k2kapital.com/