13 мая 2004, 17:33

Рынок нефтяных фьючерсов - "рынок на стероидах" Forex EuroClub

По итогам торгов в среду июньские фьючерсы на нефть марки WTI на Нью-Йоркской товарной бирже NYMEX поднялись на 71 цент до $40,77 за баррель, что стало самой высокой ценой при закрытии. Ранее рекордная цена при закрытии торгов на NYMEX была зафиксирована 11 октября 1990 г. В тот день ближайшие фьючерсы на нефть марки WTI закрылись на отметке $40,42. Абсолютным максимумом в ценах на нефть WTI является значение $41,15, зафиксированное в ходе торгов 10 октября 1990 г. Июньские фьючерсы на нефть марки Brent на Международной нефтяной бирже IPE в Лондоне выросли в среду на 59 центов до $37,95 за баррель.
Перед этим министерство энергетики США сообщило, что на неделе, закончившейся 7 мая, товарные запасы нефти в Америке увеличились на 1,1 млн. баррелей до 300,0 млн. баррелей. Это на 11,1 млн. баррелей или на 3,8% больше, чем в то же время прошлого года, но на 16,5 млн. баррелей или на 5,2% меньше среднего 5-летнего значения на данное время года. Запасы увеличились в десятый раз за последние 11 недель и достигли самого высокого уровня после недели, закончившейся 23 августа 2002 г., когда они составили 303,1 млн. баррелей. Со значения 300 млн. баррелей товарные запасы нефти в США считаются комфортными, т.е. достаточными для удовлетворения спроса на нефтепродукты.
Но топливные рынки отнеслись к данным о запасах нефти равнодушно, сосредоточившись на данных о бензине. Согласно подсчетам министерства энергетики, на неделе, закончившейся 7 мая, товарные запасы бензина в Америке сократились на 1,5 млн. баррелей до 202,5 млн. баррелей. Это на 5,2 млн. баррелей или на 2,5% меньше, чем в то же время прошлого года, и на 8,1 млн. баррелей или на 3,8% меньше среднего 5-летнего значения на данное время года. Запасы бензина уменьшились несмотря на рост производства на американских НПЗ и увеличение бензинового импорта. Коэффициент загрузки НПЗ вырос на прошедшей неделе до 96% от их проектной мощности, по сравнению с 93% на предыдущей неделе. Уровень импорта бензина увеличился на прошедшей неделе до 919 тысяч баррелей в день, против 618 тысяч баррелей в день на предыдущей неделе. Но спрос на бензин вырос на прошедшей неделе до 9,37 млн. баррелей в день, по сравнению с 8,9 млн. баррелей в день на предыдущей неделе. За последние четыре недели средний спрос на бензин составлял 9,1 млн. баррелей в день, что было на 3,2% выше, чем в тот же период прошлого года. Данные о высоком спросе на бензин и сокращении запасов этого вида топлива подняли новую волну ажиотажа на рынке бензиновых фьючерсов, который еще с середины зимы ждет дефицита бензина в Америке в летний автомобильный сезон. В ходе торгов цены на бензин на бирже NYMEX поднялись до новой рекордной величины - $1,3750 за галлон. По итогам дня июньские фьючерсы на бензин выросли на 5,12 цента, или на 3,9%, до $1,3735, что стало рекордным значением при закрытии. Подъем на бензиновом рынке подстегнул рынок нефтяных фьючерсов.
"Это [данные министерства энергетики о бензине] все равно что горючее, выплеснутое в "бычий" огонь", - прокомментировал аналитик Фил Флинн (Phil Flynn) из Alaron Research. "Неспособность увеличить запасы бензина и высокий спрос на бензин показывают устойчивость этого движения [рынка вверх]", - продолжил Флинн, добавив: "Забудьте рассуждения о премии на терроризм, поддерживающей цены на нефть. В действительности фокус сегодня направлен на сильный спрос со стороны сильной экономики. Мы не увидим какого-либо облегчения в смысле цен на топливо в скором будущем". Возбуждение на рынках бензиновых и нефтяных фьючерсов перед началом летнего автомобильного сезона в США является нормальной картиной. Это возбуждение тем более понятно в условиях, когда товарные запасы бензина отстают от прошлогодних и средних значений, а спрос на автомобильное топливо велик. Но в текущем году, в отличие от прошлых лет, весенний рост котировок топливных фьючерсов начался на очень высоких базовых уровнях, создававшихся осенью, зимой и ранней весной. Начиная с сентября 2003 г. движение на рынке нефтяных фьючерсов шло только в одном направлении - вверх. С сентября, когда ОПЕК приняла неожиданное решение о сокращении квот на нефтедобычу при относительно солидных ценах на нефть ($25 за баррель "нефтяной корзины" ОПЕК), рынок усердно закладывал в цены все "бычьи" факторы, но при этом совершенно разучился их "выкладывать", когда действие "бычьих" факторов сходило на нет или оказывалось иллюзорным. Так, в ценах сохранилась "закладка" на суровые зимние морозы в США и на все решения ОПЕК о сокращении нефтедобычи, хотя эти решения не были выполнены ни разу. Единственный случай, когда ОПЕК частично выполнила решение о сокращении нефтедобычи, относится к апрелю. Согласно решению конференции ОПЕК от 10 февраля, которое было подтверждено 31 марта, с 1 апреля 10 стран картеля, участвующие в соглашении о квотах, должны были сократить нефтедобычу на 1 млн. баррелей в день. Рынок волновался из-за этого решения и в феврале, и в марте. По данным различных групп экспертов, ОПЕК действительно сократила нефтедобычу с 1 апреля, но примерно на 300 тысяч - 400 тысяч баррелей в день.
Показательным является случай с бензиновой добавкой MTBE, которую в начале года запретили использовать в высокочистом бензине штаты Нью-Йорк и Коннектикут. Именно с этого запрета начался ажиотаж на рынке бензиновых фьючерсов - в неслыханное время, в разгаре зимы. Участники рынка представили, как НПЗ не смогут вовремя скорректировать производство и, в результате, не смогут обеспечить поставки требуемого бензина в ключевые штаты Восточного побережья в летний сезон. Но в начале мая министерство энергетики США указало в докладе, что ситуация с поставками бензина заданных спецификаций в штаты Нью-Йорк и Коннектикут больше не вызывает у него озабоченности. В среду в том же духе высказалось Международное энергетическое агентство IEA, выпустившее очередной ежемесячный доклад о конъюнктуре мирового рынка нефти. IEA указало, что совокупные запасы высокочистого бензина и требуемых добавок на северо-востоке США выросли в марте и апреле и теперь напряженность на этом рынке кажется ему менее значимой, чем это представлялось ранее. Рынок проигнорировал в среду и заявление Саудовской Аравии о готовности увеличить производство нефти, а также сообщения ее клиентов в Азии и Европе о том, что Саудовская Аравия известила их об увеличенном плане поставок в июне. О готовности увеличить производство нефти заявил в среду и Кувейт. Но участники рынка предпочли действовать на основе идеи о том, что ОПЕК не в состоянии повлиять на цены на нефть, поскольку рост цен на нефть связан с напряженностью на рынке бензина и угрозой терактов на Ближнем Востоке.
Что касается майского доклада IEA, то в целом он, безусловно, был хорошим стимулирующим средством для нефтяных "быков". В майском докладе IEA повысило прогноз по мировому спросу на нефть в 2004 г. на 330 тысяч баррелей в день - с 80,3 млн. баррелей в день, которые прогнозировались в апрельском докладе, до 80,6 млн. баррелей в день. Рост мирового спроса на нефть в 2004 г. по сравнению с 2003 г. составит, по прогнозу IEA, 1,95 млн. баррелей в день. Как сказано в докладе, "это увеличение отражает синхронный мировой экономический рост". Прогнозируемый прирост будет самым значительным в абсолютных цифрах после 1988 г. В процентном отношении прирост составит 2,5%, что станет самой большой величиной после 1996 г. IEA отметило значительный рост производства нефти в России, но понизило прогноз по общему росту нефтедобычи в странах, не входящих в ОПЕК. Прогноз был понижен на 100 тысяч баррелей в день до 1,2 млн. баррелей в день. С учетом этого понижения и повышения прогноза по мировому спросу на нефть IEA повысило прогноз по среднему спросу на нефть ОПЕК (включая Ирак) в 2004 г. на 500 тысяч баррелей в день до 26,4 млн. баррелей в день. В апреле ОПЕК, включая Ирак, добывала 27,77 млн. баррелей в день. Десять стран ОПЕК, участвующих в соглашении о квотах, добывали в апреле 25,43 млн. баррелей в день. По оценкам IEA, общие производственные мощности 10 стран ОПЕК составляют 27,90 млн. баррелей в день. Таким образом, в апреле их резервные мощности составляли 2,47 млн. баррелей в день. Из них 1,21 млн. баррелей в день приходился на Саудовскую Аравию.
Как было сказано выше, IEA указало в докладе, что рост мирового спроса на нефть является следствием оживления в мировой экономике. "Но это долгожданное восстановление экономической активности выдвигает на передний план проблему обеспечения необходимых поставок нефти - чтобы поддержать устойчивость экономического роста", - подчеркнуло в докладе IEA и призвало нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие компании инвестировать в производство. Рассматривая причины бурного роста цен на нефть в последние месяцы, IEA указало, что свой эффект оказали и нестабильность на Ближнем Востоке, и напряженность на бензиновом рынке США, и "бычья" игра спекулянтов на бирже. Но самой важной причиной IEA назвало ценовую политику ОПЕК. По словам IEA, вынудив импортеров уменьшить их товарные запасы нефти, ОПЕК стала решающим фактором в создании "рынка на стероидах".///www.k2kapital.com