22 марта 2004, 09:22

Рынок нефтяных фьючерсов: "пузырь" на твердом фундаменте Forex EuroClub

На торгах в пятницу нефтяные фьючерсы продолжили восхождение вверх, сделав небольшую передышку накануне. В четверг цены на нефть в Лондоне и Нью-Йорке понизились в результате фиксации прибыли после подъема в предыдущую сессию, когда апрельские фьючерсы на нефть марки WTI на Нью-Йоркской товарной бирже NYMEX выросли на 70 центов до $38,18 за баррель. Закрытие ближайших фьючерсов на нефть WTI выше $38 произошло впервые после "военного" октября 1990 г.. В ходе торгов в пятницу апрельские фьючерсы на нефть WTI поднялись до $38,50, но при закрытии оказались немного ниже, чем при закрытии в среду. По итогам сессии 19 марта апрельские фьючерсы на нефть марки WTI на бирже NYMEX повысились на 15 центов до $38,08 за баррель. Майские фьючерсы на нефть WTI, которые после закрытия торгов в понедельник станут новым ориентиром для американского нефтяного рынка, поднялись в пятницу на 23 цента до $37,62 за баррель. Майские фьючерсы на нефть марки Brent на Международной нефтяной бирже IPE в Лондоне повысились на 13 центов до $33,26 за баррель.
Повышение цен в пятницу явилось отражением мощнейшего "бычьего" настроя на рынке нефтяных фьючерсов, который был усилен ожиданием возможных крупных терактов в "ознаменование" годовщины начала войны англо-американской коалиции против режима Саддама Хусейна. Первые удары по иракским объектам в войне 2003 г. были нанесены рано утром 20 марта по времени Багдада. За прошедшую неделю цены на нефть на бирже NYMEX выросли на $1,89 или на 5,2%, цены на нефть на бирже IPE - на $1,03 или на 3,2%. Непосредственных поводов для роста цен в эти дни было два - обострение угрозы исламистского терроризма и очередное сокращение товарных запасов бензина в США. Риски, связанные с терроризмом, резко выросли в глазах участников рынка в начале недели, когда испанские власти объявили, что страшные теракты в Мадриде 11 марта были, по всей вероятности, организованы исламскими экстремистами, связанными с "Аль-Каидой" . Новое и значительное сокращение запасов бензина, о котором сообщило в среду министерство энергетики США, усилило ажиотаж вокруг возможного дефицита этого вида топлива в летний автомобильный сезон. По подсчетам , средняя цена нефти марки WTI в период, прошедший с начала 2004 г., составила $35, что существенно превысило среднюю цену 2003 г., которая равнялась $31 и была самым высоким среднегодовым показателем за последние более чем 20 лет. Список основных причин бурного роста цен на нефть включает низкие товарные запасы нефти и нефтепродуктов в индустриальных странах, в первую очередь в США; значительный рост спроса на топливо, в первую очередь в Китае и, в более умеренной степени, в Америке; политику ОПЕК; политическую нестабильность в Венесуэле; риск террористичской атаки на нефтяную инфраструктуру или крупную нефтедобывающую страну. "Не приходится удивляться, что подавляющее большинство спекулятивных игроков на рынке стоит в длинных позициях - они ставят на то, что цены [на нефть WTI] пробьют отметку $40", - написали в пятницу аналитики Societe Generale Securities в аналитической записке для клиентов. По данным Комиссии США по торговле товарными фьючерсами, CFTC, в начале марта перевес длинных позиций по нефтяным фьючерсам, открытых крупными спекулятивными фондами на бирже NYMEX, над короткими позициями вплотную приблизился к рекордной величине, а перевес длинных позиций по бензиновым фьючерсам достиг рекордной величины за всю историю. По последним данным CFTC, в середине марта перевес длинных позиций по нефти и бензину немного уменьшился, но остался очень большим
Прорыва цен к $40 и выше ожидают многие отраслевые аналитики. Но по крайней мере часть из них считает, что на рынке нефтяных фьючерсов образовался "пузырь". В среду, когда ближайшие фьючерсы на нефть WTI впервые с 1990 г. закрылись выше $38, директор отдела анализа фьючерсных рынков в A.G. Edwards Билл О'Грэйди (Bill O'Grady) заявил, что хотя "фундаментальные условия на рынке "бычьи"" при низких запасах топлива и высоком спросе, "но цену в $38 обосновать трудно". О'Грэйди указал, что значительная часть прироста в ценах на нефть в последнее время была связана с действиями спекулянтов, и добавил: "На мой взгляд, справедливая цена находится на уровне от $30 до $31". Похожее мнение высказали аналитики Bear Stearns: "Спекулятивная игра связана с несколькими аспектами, включая терроризм, валютные курсы, веру в ОПЕК и "бычий" заряд. Мы думаем, что на эти факторы приходится как минимум $8 за баррель в нынешних ценах на нефть".
Очень большой перевес длинных спекулятивных позиций по нефти и бензину на бирже NYMEX, о котором говорилось выше, несет с собой риск резкого обвала цен в случае, если какое-либо событие "медвежьего" характера вспугнет спекулятивные фонды. Но трейдеры, работающие на фонды, уверяют, что событий, которые могли бы стать толчком для падения цен к более умеренным уровням, на горизонте пока не видно. "На этом рынке нет никакой возможности вставать в шорт", - сказал агентству трейдер одного фонда. "Достаточно уже того, что завтра мы можем проснуться и узнать, что в Европе взорвалась еще одна бомба, и тогда это добавит еще 50 центов к цене". По словам трейдера, охватившие рынок опасения относительно дефицита топлива, который может возникнуть летом, когда в США наступит автомобильный сезон и даст себя знать новое сокращение нефтедобычи ОПЕК, сделали прибыльным находиться в длинных позициях [по нефти и бензину]. "Игра называется "лучше позаботиться о безопасности, чем потом жалеть"", - сострил трейдер. Обычно это выражение - "better safe than sorry" - используется для объяснения быстрого сброса активов в случае появления признаков риска. Трейдер, говоривший с , использовал его для объяснения активной покупки. "Вопрос сейчас заключается не в том, что приведет цены к $40, а что не позволит им достичь $40", - отметил аналитик и трейдер Energy Merchant Эд Сильер (Ed Silliere).
"Новое" сокращение нефтедобычи ОПЕК, о котором упомянул трейдер в разговоре с , является интересной оговоркой. ОПЕК не сокращала нефтедобычу очень давно, хотя дважды за последние полгода принимала решения о сокращении. После первого из этих решений, принятого на конференции 24 сентября 2003 г., ОПЕК, в действительности, увеличила нефтедобычу. Второе из этих решений было принято на конференции 10 февраля. Оно состояло из двух частей. Первая часть предполагала "немедленное" сокращение нефтедобычи ОПЕК на 1,5 млн. баррелей в день до уровня действующей квоты (24,5 млн. баррелей в день). Эта часть решения выполнена не была. Вторая часть предусматривает уменьшение квоты ОПЕК с 1 апреля на 1 млн. баррелей в день, до 23,5 млн. баррелей в день, с соответствующим сокращением нефтедобычи. Вот это сокращение, которое трейдер назвал "новым", ОПЕК намерена реализовать, по крайней мере частично. В начале марта страны ОПЕК, участвующие в соглашении о квотах, сделали распоряжения о сокращении уровня производства нефти с 1 апреля и известили клиентов об уменьшении поставок. Лондонские брокеры, работающие в сфере морских перевозок, уже заметили уменьшение заказов на фрахт танкеров для перевозки нефти из района Персидского залива. Организация экспортеров нефти опасается, что сезонное снижение спроса на топливо во II квартале вызовет серьезное падение цен на нефть. По прогнозу ОПЕК, во II квартале спрос на ее нефть составит 24,76 млн. баррелей в день, т.е. будет на 3,38 млн. баррелей в день ниже уровня нефтедобычи ОПЕК в феврале. Согласно докладу ОПЕК, опубликованному в четверг, в феврале ОПЕК добывала 28,14 млн. баррелей в день. Эти цифры включают Ирак, который не участвует в соглашении о квотах еще со времен экономических санкций, которые были введены ООН против этой страны после нападения армии Саддама Хусейна на Кувейт. В настоящее время Ирак по-прежнему не участвует в соглашении о квотах, поскольку находится на особом "послевоенном" положении.
Между тем, как пишет со ссылкой на отраслевых экспертов, в первой половине марта уровень нефтяного экспорта из Ирака составлял 1,93 млн. баррелей в день, а в марте в целом, как ожидается, он превысит 2 млн. баррелей в день, т.е. вернется на предвоенный уровень. Повышение уровня иракского экспорта связано с открытием второго нефтяного терминала на побережье Персидского залива, недалеко от Басры, и возобновлением прокачки нефти с северных месторождений в районе Киркука в турецкий порт Джейхан на Средиземном море. Все послевоенное время экспортный нефтепровод Киркук-Джейхан находился в нерабочем состоянии, что было связано с серией диверсий. К марту меры безопасности в районе трассы нефтепровода были существенно улучшены, однако угроза диверсий, безусловно, осталась. Но руководство министерства нефти Ирака считает, что во втором полугодии нефтяной экспорт будет все равно доведен до устойчивого предвоенного уровня за счет повышения пропускной способности терминалов в районе Басры.///www.k2kapital.com