10 ноября 2003, 00:31

Алан Гринспен: настоящее, прошлое и будущее американской экономики. Часть II Forex EuroClub

"Чтобы компании начали тратить деньги и нанимать персонал более активно, им необходимо быть уверенными в том, что экономический рост не будет кратковременным. Одна из серьезных проблем заключается в том, что если рынок труда остается слабым, это будет подрывать финансовую уверенность населения, с негативными последствиями для потребительских расходов. Хотя массовых увольнений становится меньше, опросы показывают, что население продолжает испытывать озабоченность относительно состояния рынков труда.
Хотя реальные личные доходы за вычетом налогов выросли в III квартале более чем на 7% в годовом исчислении, основная часть этого прироста отразила влияние сокращения налогов, закон о котором был принят в текущем году. Если найм персонала не активизируется и уровень увольнений не уменьшится, успокаивая латентный страх потерять работу, то доля доходов, направляемых на расходы, может понизиться, что негативно повлияло бы на темпы экономического роста.
Шансы, однако, все более складываются в пользу возрождения процесса создания рабочих мест. Рост конечного спроса в последние месяцы был отчасти удовлетворен за счет сокращения товарно-материальных запасов. Данные по многим отраслям свидетельствуют, что запасы стали низкими по отношению к уровню продаж, и оценка, которую менеджеры по снабжению дают запасам своих клиентов, подтверждают эти данные. Переход от сокращения запасов к их наращиванию даст значительную прибавку к уровню ВВП. Усилия по восполнению товарно-материальных запасов и истощающийся набор возможных средств повышения эффективности видятся как сочетание факторов, которые могут сгенерировать значительный подъем в найме персонала при условии, что рост конечного спроса остается высоким.
Критическим фактором, отличающим текущие экономические условия от того, что в основном наблюдалось в последние полвека, является ситуация с инфляцией. Во время предыдущих рецессий, считая с 1960-х годов, уровень инфляции на экономическом "дне" оставался явно выше значений, которые могли бы ассоциироваться с действительной ценовой стабильностью. Как следствие, с некоторым риском для экономической активности, монетарные власти обычно должны были энергично переходить к повышению ставок на еще неопределенных ранних стадиях экономического оживления, чтобы обеспечивать сдерживание инфляции.
В противоположность этому, в нынешнем случае базовая ценовая потребительская инфляция держится в течение последнего года на уровне чуть более 1%, и компании выказывают мало признаков того, что у них появляется значимая возможность повышать цены, несмотря на ускорение темпов экономического роста. Действительно, Комитет по операциям на открытом рынке сделал вывод [в заявлении от 28 октября], что вероятность нежелательного падения в уровне инфляции, хотя и небольшая, превышает вероятность повышения инфляции с ее достаточно низкого уровня. В этих обстоятельствах монетарная политика имеет возможность быть более терпеливой. В то же время, ни один центральный банк не может позволить себе когда-либо ослабить бдительность в отношении инфляционной перспективы.
Относительно оптимистичные перспективы американской экономики на краткосрочный период разворачиваются на фоне растущей озабоченности финансовых рынков в отношении более долгосрочного периода, связанной с нашим федеральным бюджетом.
Как вы знаете, Бюджетный офис Конгресса прогнозирует, что, если текущая политика сохранится, объединенный бюджет будет исполняться с дефицитом до самого конца этого десятилетия - резкий разворот в ситуации, учитывая, что всего лишь несколько лет назад прогнозировались большие и растущие профициты бюджета.
С учетом событий последних трех лет - экономического спада, падения рынка акций, необходимости увеличивать расходы на национальную безопасность, военные действия в Афганистане и Ираке - некоторое ухудшение баланса федерального бюджета было, вероятно, неизбежным, особенно в краткосрочном периоде. Один из факторов ухудшения - создание более крупной структуры вооруженных сил - не будет присутствовать бесконечно. Просто поддержание данной военной структуры, вместо ее наращивания, устранит важный фактор увеличения бюджетного дефицита.
Безусловно, ухудшение бюджетного баланса уже привело к увеличению уровня долга относительно ВВП, и, таким образом, подняло стартовую площадку, с которой политические власти будут скоро рассматривать бюджетные проблемы, связанные с грядущим выходом на пенсию поколения бэби-бумеров.
То, как обсуждаются бюджетные вопросы в последнее время, не вызывает положительных эмоций. Текущие дебаты идут о том, насколько сократить налоги или увеличить расходы. Похоже, ни одна влиятельная фракция не поддерживает действия, которые необходимы для того, чтобы приблизиться и, хочется надеяться, прийти к бездефицитному бюджету. Глядя назад, мы видим, что бюджетные профициты конца 90-х годов подорвали дисциплину, к которой власти пришли из-за опасений, возникших в связи с постоянно увеличивавшимися и, как следствие, пагубными бюджетными дефицитами.
Да, многим из правил, которые помогли поддерживать дисциплину бюджетного планирования в 1990-е годы, было позволено потерять силу закона по истечении их первоначального срока действия. Особенно это касается законодательных ограничений на дискреционные расходы и так называемых правил PAYGO, т.е. правил, разрешавших финансирование при условии наличия соответствующего источника доходов. Многие аналитики обоснованно чувствуют озабоченность, что, без этих законодательных механизмов и фундаментальной политической воли, выражением которой они являются, присущий политикам уклон в пользу дефицита снова глубоко укоренится. Политическим властям стало очень хорошо известно, что правительственные программы расходов и налоговые привилегии очень легко инициировать, однако их чрезвычайно трудно прекратить…
Основные положения Закона 1990 г. об исполнении бюджета, срок действия которых уже истек, и последующие модификации этого закона обеспечивали набор правил, которые помогали претворять намерения по поддержанию бюджетной дисциплины в реальные действия, необходимые для достижения этой цели.
Помните, что всего лишь через пять лет первой когорте поколения бэби-бумеров исполнится 62 года. Это самый ранний возраст, когда можно обращаться за социальным пенсионным пособием, и это возраст, по достижении которого около половины потенциальных пенсионеров предпочитают уходить на пенсию. Примерно с 2008 г. доля работоспособного населения, уходящего на пенсию, начнет, как ожидается, быстро увеличиваться. Почти наверняка, выплаты по системе социального обеспечения и государственного медицинского страхования, которые в соответствии с нынешним законодательством обещаны будущим пенсионерам, не смогут быть профинансированы при существующих ставках налогов. Моделирование бюджетных процессов широким кругом аналитиков (включая тех, кто работает в Бюджетном офисе Белого дома и в Бюджетном офисе Конгресса) показывает, что быстрый рост бюджетных дефицитов, который произойдет при действующем законодательстве, когда поколение бэби-бумеров будет уходить на пенсию, может привести в движение неконтролируемые динамические процессы, при которых крупные бюджетные дефициты будут вести к росту процентных платежей, а те будут вести к увеличению дефицитов в будущем. Такое развитие событий может оказывать значительное и дестабилизирующее воздействие на экономику.
Повысившийся рост производительности труда, хотя очень полезен, не меняет этот вывод, поскольку, когда рост производительности увеличивается, возрастают и обязательства по социальному обеспечению и, косвенным образом, обязательства по медицинскому обеспечению. Производительность должна была бы расти темпами, намного превосходящими средний исторический уровень, чтобы полностью разрешить долгосрочные проблемы финансирования социального обеспечения и Medicare.
Существенное повышение ставок налогов, направленное на то, чтобы решать наши надвигающиеся бюджетные проблемы, создает, как можно доказать, значительные риски для экономического роста и доходной базы. Точную величину этих рисков оценить очень трудно, но они имеют достаточное значение, чтобы, по моему мнению, служить обоснованием для такой постановки задачи, при которой бюджетный дефицит будет в первую очередь, если не полностью, закрываться за счет ограничения расходов. В то же время, масштаб проблемы, особенно в более поздние годы, не может быть недооценен. Совершенно ясно, что разрешение этой ситуации потребует от политиков трудного выбора, и будущая динамика экономики будет зависеть от этого выбора.
История показывает, что наша избранная власть, когда она сталкивается с большими проблемами, оказывается на высоте положения. В частности, глядя назад на последние двадцать лет или около того, становится очевидным, что угроза больших дефицитов обычно приводила к действиям, направленным на их сокращение. Я верю, что на нынешнее ухудшение бюджетной перспективы и быстро приближающийся выход на пенсию поколения бэби-бумеров власть ответит с той же решимостью и эффективностью. \\www.k2kapital.com\\