9 декабря 2002, 08:28

Нью-Йорк. Финансовые рынки ждут новых назначений в экономической команде Буша Forex EuroClub

/www.k2kapital.com/ Уход в отставку секретаря казначейства (министра финансов) США Пола О'Нила (Paul O'Neill) и экономического советника Белого дома Лоренса Линдсея (Lawrence Lindsey), о котором было неожиданно объявлено в пятницу утром, произвел шоковое впечатление на финансовые рынки, хотя с различными последствиями. Валютный рынок действительно пережил большое потрясение. В пятницу вечером в Нью-Йорке доллар торговался на уровне $1,009 за евро, против $1,0009 накануне вечером. Реакцию валютного рынка определила резкость изменения ситуации и неизвестность в отношении того, какой будет валютная политика США с назначением нового министра финансов. Американский рынок акций, хотя и потрясенный, воспринял отставки положительно. Несмотря на интеллектуальные и профессиональные достоинства О'Нила, на Уолл-стрит его не любили. О'Нил пришел в правительство с поста главного исполнительного директора алюминиевой компании Alcoa, которую он, кстати, успешно реформировал. "Промышленное происхождение" министра финансов вызвало настороженность и недоверие у финансовых рынков. В частности, когда О'Нил был назначен на этот пост в январе 2001 г., на валютном рынке возникли подозрения, что тот захочет поддержать американских промышленников-экспортеров и откажется от политики сильного доллара, проводившейся его предшественниками Робертом Рубином (Robert Rubin) и Лоренсом Саммерсом (Lawrence Summers) при президенте Билле Клинтоне (Bill Klinton). На самом деле О'Нил не поддержал отечественных экспортеров. В 2001 г., когда курс доллара по отношению к ведущим мировым валютам находился на уровнях многолетних максимумов, Национальная ассоциация товаропроизводителей США неоднократно писала письма в американскую администрацию, прося принять меры для понижения курса доллара, чтобы у них была возможность успешно конкурировать на зарубежных рынках. О'Нил реагировал жестко и с сарказмом, заявляя, что товаропроизводители должны улучшать свою конкурентоспособность не за счет национальной валюты, а повышая эффективность и качество производства. Уже хотя бы по этой причине "промышленник" О'Нил оказался чужим для промышленной Америки. Но своим для финансовой Америки он тоже не стал.
Вскоре после назначения О'Нила профессионалы Уолл-стрит получили подтверждение своим опасениям, что новый министр финансов далек от специфики финансовых рынков. В феврале 2001 г. О'Нил сказал в газетном интервью: "Мы не проводим, как это часто говорится, политику сильного доллара. По моему мнению, сильный доллар является результатом сильной экономики". Из всего сказанного валютный рынок воспринял только "мы не проводим политику сильного доллара" и понял эти слова как отказ от курса предшественников О'Нила. Последовал сброс американской валюты. Поняв ошибку, О'Нил заявил, что не отказывается от политики сильного доллара, и пояснил, что имел в виду только то, что курс национальной валюты связан с состоянием национальной экономики. При этом О'Нил добавил следующее: "Я сделал ошибку, допустив, что в интеллектуальных рассуждениях вокруг этого предмета нет никакого вреда". После этого О'Нил старался делать только самые простые и однозначные заявления в отношении доллара, как делали Рубин и Саммерс. Тем не менее, он еще не раз смущал финансовые рынки комментариями, которые финансистам казались неуместными или неловкими.
Но больше всего финансовые рынки не любили О'Нила за то, что можно назвать отстраненностью или недостатком поддержки и участия в период тяжелых испытаний. Финансисты с ностальгией вспоминали Рубина, который в свое время приложил немалые усилия, чтобы минимизировать для Уолл-стрит последствия азиатского и российского финансовых кризисов 1997 - 1998 гг. О'Нил же, по мнению Уолл-стрит, совершенно отстранился от проблем финансовых рынков. Когда минувшим летом рынок акций и корпоративная Америка находились в состоянии подавленности и отчаяния из-за бухгалтерских скандалов, О'Нил занимался мировыми проблемами и то и дело отправлялся в очередную зарубежную командировку. Рынки были недовольны О'Нилом и потому, что не видели у него четкой экономической политики. В целом, то отношение, которое сформировалось к О'Нилу у американского делового сообщества и у многих конгрессменов, по-английски называется "no leadership", что на русский можно перевести как "отсутствие руководящей роли".
Учитывая все вышесказанное, отставка О'Нила по существу не была настоящей неожиданностью. Финансисты и политики давно говорили, что экономическая команда президента слаба и что это непозволительно в нынешних сложных экономических условиях. Однако какие-либо слухи или утечки из Белого дома на эту тему отсутствовали, О'Нил был бодр и деятелен, встречался с президентом, ездил в командировки. Признаков близкой отставки не было, поэтому событие и стало неожиданным.
Объяснение же событию было налицо. В президентской администрации созрело понимание, что О'Нил - это проигрышная фигура в качестве главы экономической команды в период подготовки к выборам 2004 г. Нынешний президент хорошо помнит проигрыш своего отца, Джорджа Буша старшего, на президентских выборах 1992 г. По мнению политических экспертов, Буша-старшего в первую очередь подвела экономика, которая еще не окрепла в то время после рецессии конца 1990 г. - начала 1991 г., и создавшееся у американцев впечатление, что президент сделал недостаточно для укрепления экономического роста. Естественно, Буш-младший не хочет, чтобы у американцев создалось такое же впечатление по его поводу. В этот фундаментальный контекст вплетено еще одно обстоятельство, которое считается вероятной причиной отставки О'Нила, наравне с его слабостью как финансового политика. Команда президента работает над проектом нового закона о сокращении налогов, в дополнение к тому, который был принят в июне 2001 г. по инициативе Буша. Новый закон, который предполагает ускоренное снижение ставок подоходного налога, новые налоговые льготы для компаний по амортизации, сокращение налога на дивиденды и др., рассматривается республиканцами как орудие для стимулирования экономического роста и мощное оружие в политической борьбе. О'Нил был одним из участников продвижения предыдущего закона о сокращении налогов, но возражал против масштабности новых налоговых инициатив, считая, что излишняя налоговая щедрость приведет Америку к огромному хроническому дефициту бюджета. О'Нил утверждал, что в больших налоговых льготах нет необходимости, поскольку фундаментальные показатели экономики прочны и она перейдет к устойчивому росту и без сильнодействующих стимулов. Экономический советник Линдсей поддерживал новое сокращение налогов, но он показал себя как очень слабый проводник экономических идей администрации. Поэтому, согласно источникам в Белом доме, его решено было заменить более сильной политической фигурой. Как говорят источники, президент Буш очень хорошо относится и к О'Нилу, и к Линдсею. Поэтому ему было тяжело принять решение об их отставке, но ведущие сотрудники администрации и вице-президент Дик Чейни (Dick Cheney), кстати, давний друг О'Нила, убедили его в целесообразности такого решения. По словам источника, в четверг Буш попросил Чейни, чтобы тот позвонил О'Нилу и посоветовал подать в отставку. В пятницу утром прошение министра финансов об отставке лежало на столе у президента.
По мнению экспертов, новые назначения будут сделаны очень быстро, чтобы не создавать лишней нервозности на финансовых рынках. С учетом опыта О'Нила и Линдсея, считают эксперты, на освободившиеся посты, по всей вероятности, будут приглашены люди, которые понимают финансовые рынки, пользуются доверием Уолл-стрит, умеют доносить экономические идеи и имеют способности политика. Наиболее вероятным преемником Линдсея считается бывший председатель совета директоров инвестиционного банка Goldman Sachs Стивен Фридман (Stephen Friedman). По отзывам работавших с ним людей, он обладает "потрясающим знанием" экономики, финансового рынка и их взаимодействия. Фридман около 20 лет работал в Goldman Sachs бок о бок с бывшим министром финансов Рубином и несколько лет делил с ним должность председателя совета директоров компании. В настоящее время Фридман является старшим принципалом в Marsh & McLennan Capital и партнером в Goldman Sachs. Список предполагаемых кандидатов на пост министра финансов довольно обширен и включает действующих членов правительства, университетских профессоров и бывших конгрессменов.