13 сентября 2002, 08:59

Вашингтон. Алан Гринспен почти ничего не сказал об экономике и много - о бюджетной дисциплине Forex EuroClub

/www.k2kapital.com/ В четверг председатель Федеральной резервной системы США Алан Гринспен (Alan Greenspan) выступил с докладом в бюджетном комитете Палаты представителей, нижней палаты американского Конгресса. Доклад был озаглавлен "Current fiscal issues" и, как явствует из заголовка, был посвящен вопросам текущей финансовой политики. Главным в выступлении Гринспена была мысль о необходимости сохранения основных положений Закона 1990 г. об исполнении бюджета, срок действия которого истекает 30 сентября.
Экономической ситуации в США Гринспен посвятил лишь первые фразы доклада. "За последний год американская экономика столкнулась с серьезными испытаниями - значительным падением рынка акций, резким сокращением инвестиционных расходов и трагическими террористическими атаками в сентябре прошлого года", - сказал Гринспен. "На настоящее время, как кажется, экономика хорошо выдержала эту серию ударов, хотя ослабляющие эффекты все еще остаются и продолжают влиять, в частности, на перспективы федерального бюджета. Год назад Бюджетный офис Конгресса ожидал, что в ближайшее десятилетие объединенный бюджет будет исполняться с большим и все возрастающим профицитом. Как вы знаете, сейчас Бюджетный офис предсказывает, что, при сохранении нынешней политики, объединенный бюджет будет исполняться с дефицитом по 2005 финансовый год включительно. На завершающийся финансовый год Бюджетный офис прогнозирует бюджетный баланс, который более чем на $300 млрд. ниже уровня, прогнозировавшегося год назад".
"В определенной степени, возвращение к бюджетным дефицитам стало результатом временных факторов, в первую очередь падения доходов и увеличения расходов, связанного с экономическим спадом. Но некоторые из факторов, определяющих ухудшение бюджетных перспектив, будут оказывать более длительное воздействие. Большая доля в величине снижения в этом году бюджетных доходов от уплаты индивидуального подоходного налога несомненно связана с падением рынка акций. Резкое снижение стоимости акций, по всей видимости, заметно уменьшило поступления, относящиеся как к 2001 финансовому году, так и к 2002 финансовому году. Этот эффект проявляется непосредственно через снижение доходов от налога на реализованный прирост капитала и опосредованно - через снижение доходов, собираемых при исполнении опционов на акции, получении бонусов, связанных со стоимостью акций, и снятии денег со счетов пенсионного накопления, которые раньше были раздуты благодаря приросту капитала."
"Хотя официальные прогнозы были основаны на предположении, что налоговые поступления, связанные с фондовым рынком, в конце концов понизятся по сравнению с повышенным уровнем конца 90-х годов, резкое падение рынка акций не ожидалось, и поэтому эффект от этого падения будет, вероятно, еще в течение некоторого времени сказываться в уменьшении налоговых поступлений относительно более ранних прогнозов." Кроме того, продолжил Гринспен, резкое сокращение налоговых поступлений могло быть результатом воздействия и других факторов, связанных, например, с параметрами и временем сбора налогов. "Недавний рост дискреционных расходов, который только отчасти был вызван войной против терроризма и необходимостью укрепить систему безопасности в стране, также сделал бюджетную картину менее оптимистичной".
"Тем не менее, несмотря на эрозию бюджета в последний год, наша основополагающая финансовая ситуация в настоящее время остается значительно сильнее, чем десять лет назад, когда власти мучились с большими хроническими дефицитами бюджета, а отношение федерального долга к ВВП приближалось к 50% и возрастало. Поворот к лучшему был результатом нескольких факторов. В определенной степени, к улучшению привело несколько обстоятельств, находящихся за пределами фискального процесса. Конец холодной войны принес существенные дивиденды мира, а ускорение роста производительности труда и подъем фондового рынка значительно увеличили налоговые поступления". "Но эти факторы сами по себе не могут полностью объяснить улучшение финансовой ситуации. Благоразумная политика также играла важную роль. После многих лет бюджетной расточительности постепенно образовался политический консенсус в поддержку сбалансированного бюджета. Начиная с конца 80-х годов был сделан впечатляющий прогресс в ограничении федеральных расходов и восстановлении баланса между расходами и доходами". "Но даже при наличии консенсуса в отношении сбалансированного бюджета такой прогресс мог бы быть недостижимым, если бы не процедурные механизмы, которые были разработаны для воплощения политического консенсуса. Такие механизмы были обеспечены Законом 1990 г. об исполнении бюджета. Установленные законом ограничения на дискреционные расходы и так называемые правила PAYGO, требующие, чтобы изменения в политике обязательных расходов и доходов были нейтральны для бюджета, служили полезным орудием для контроля над дефицитом".
"Бюджетные правила работали гораздо лучше, чем ожидали многие скептики, включая меня самого. Между 1990 и 1998 годами дискреционные расходы упали с более чем 10% ВВП до менее чем 6%. Безусловно, конец холодной войны был критическим фактором, определившим это улучшение, но установленные законом ограничения помогли сдерживать дискреционные расходы необоронного характера и позволили направить средства, выигранные от сокращения оборонных нужд, на уменьшение бюджетного дефицита, а не на другие нужды…"
"Закон об исполнении бюджета был задуман для решения проблемы огромных дефицитов. В 1990 г. возможность появления бюджетных профицитов в течение ближайшего десятилетия казалась малореальной. Когда они неожиданно появились, стало казаться, что меры контроля над бюджетом направлены на решение проблемы, которая уже решена. Финансовая дисциплина стала казаться менее важным приоритетом и все менее соблюдалась. Хотя к закону 1990 г. не имелось поправок, власти нашли способы, как обходить дискреционные ограничения и правила PAYGO. Они не предвидели, что дефициты вот-вот появятся снова. Учитывая недавнюю перемену в бюджетных перспективах, приверженность финансовой ответственности, которая служила нам так хорошо, должна быть восстановлена". "Правила исполнения бюджета должны потерять силу закона 30 сентября. Если они не будут сохранены, это будет серьезной ошибкой. Поскольку без четкого направления и конструктивных целей политическая склонность к бюджетным дефицитам, по всей вероятности, укрепится снова…"
Далее Гринспен остановился на проблеме, которая, по его словам, делает необходимость финансовой дисциплины еще более настоятельной. Это грядущий через несколько лет выход на пенсию американцев из поколения "baby boomers" - т.е. американцев, рожденных в послевоенные годы. Многочисленность этого поколения способствовала укреплению американской экономики, однако его уход на пенсию создаст серьезное дополнительное давление на социальную составляющую федерального бюджета.
… "Возвращение к фискальному климату непрерывных больших дефицитов создаст риск возвращения к эре высоких процентных ставок, низкому уровню инвестиций и замедленному росту производительности труда… История показывает, что отказ от фискальной дисциплины в конце концов приведет к повышению процентных ставок, уменьшению капитальных расходов, снижению темпов роста производительности и необходимости принимать трудные решения в будущем".
"Резюмируя, скажем, что сейчас не время отказываться от дисциплины и той структуры, которая работала так хорошо и так долго. Законодательная основа, введенная Законом 1990 г. об исполнении бюджета и продленная несколько раз, должна быть сохранена. Текущие проекты бюджета остаются относительно благоприятными, но эти проекты будут реализованы только при дисциплинированном подходе к финансовой политике. Хотя это, бесспорно, трудно, приверженность такой стратегии наилучшим образом подготовит нас к фискальному давлению, которое почти несомненно возникнет, когда поколение "baby boomers" начнет уходить на пенсию".