25 июня 2002, 17:24

Итоги очередного саммита Европейского Союза не слишком впечатляют Forex EuroClub

/www.worldeconomy.ru/
(по материалам The Economist, 24.06.02)
Прошедший в Севилье саммит глав стран-членов Европейского Союза не принес особых результатов в области выработки единой иммиграционной политики, объявленной главной задачей встречи. Нерешенными остались и другие ключевые вопросы, связанные с созданием общеевропейских вооруженных сил, а также управлением динамикой курса евро. Однако, все это – сущий пустяк по сравнению с проблемой расширения, по-прежнему стоящей перед ЕС.
Собираясь на саммит, лидеры стран ЕС торжественно обещали «что-то решить» по поводу иммиграции. Сегодня, когда саммит завершился, европейские политики, как обычно, заявляют об успехе своей миссии. На самом же деле, достигнутые в ходе севилльского саммита результаты решения проблемы иммиграции, мягко говоря, не впечатляют.
В рамках обсуждения проблем иммиграции на саммите обсуждалось два вопроса: введение общеевропейской иммиграционной политики и введение режима санкций против третьих стран, отказывающихся принимать обратно высланных из ЕС незаконных иммигрантов. Обе эти идеи потерпели поражение. О том, что европейские страны еще не готовы к созданию общей службы охраны границы, говорилось уже давно, так что на этот раз стороны ограничились соглашением о начале совместных операций национальных пограничных сил, заявив, что в будущем они будут рассматривать возможность более тесного сотрудничества в этой сфере.
Провалом закончилось и предложенное Великобританией и Испанией введение санкций против тех стран третьего мира, которые отказываются принимать обратно своих жителей, незаконно эмигрировавших в ЕС. Идея о том, что предоставление гуманитарной помощи может быть использовано в качестве рычага давления, встретила жесткое сопротивление Франции и Швеции, а также британского министра по развитию Слэра Шорта, охарактеризовавшего ее как «аморальную». В результате, страны ЕС ограничились совместным заявлением о том, что гуманитарная помощь будет использоваться не в качестве кнута, а в качестве пряника, и те страны третьего мира, которые будут сотрудничать с Союзом в области возвращения незаконных иммигрантов, смогут кусать этот пряник чаще, чем другие.
Провал переговоров о выработке единой иммиграционной политики вполне можно было предсказать заранее: в течение последних двух лет европейские политики не уделяли этим вопросам надлежащего внимания, стремясь как можно больше преуспеть в решении других проблем, связанных с расширением.
Другой существенный вопрос, по которому собравшимся в Севилье лидерам так и не удалось выработать согласованного решения, касается создания общеевропейских вооруженных сил. Хотя планы по созданию единых сил региональной безопасности строятся уже давно, Союз пока так и не сумел выработать согласованную точку зрения на участие Турции в этом проекте. Дело в том, что оснастить общеевропейскую армию надлежащим образом можно только за счет так называемых «арсеналов НАТО». В свою очередь, будучи членом НАТО и не входя в ЕС, Турция весьма настороженно относится к созданию регионального силового блока, в который бы не входила она, но который зато включал бы Грецию, давнюю противницу Анкары. В подобных условиях Турция может заблокировать доступ к вооружениям НАТО, тем самым застопорив создание общеевропейских вооруженных сил. В Анкаре ждут от ЕС гарантий того, что силы безопасности Союза не будут вести операций в Эгейском море, где у Турции и Греции остаются неразрешенные территориальные споры. Однако, страны-члены Союза пока так и не смогли выработать компромиссный подход к решению этой проблемы, который устраивал бы обе стороны. В результате, планам ЕС по проведению первой общеевропейской миротворческой операции в Македонии пока суждено оставаться нереализованными.
Встреча в Севилье не смогла помочь и в утверждении пакта о «стабильности и росте», обязывающем стран-членов ЕС строго соблюдать бюджетную дисциплину, так как Франция, по сути дела, смогла безнаказанно отказаться от своего прежнего обещания сбалансировать бюджет к 2004 году. Кроме того, Париж также сорвал предложение о введении на будущих саммитах системы принятия решений большинством голосов. Дело в том, что Франция чрезвычайно опасается того, что, рано или поздно, другие страны ЕС все же заставят ее пойти на неприемлемые для нее уступки в области проведения агропромышленной реформы.
Означает ли все вышесказанное провал саммита и очередное подтверждение нежизнеспособности действующего механизма принятия решений в рамках ЕС? Вовсе нет. На самом деле, все рассматривавшиеся на саммите вопросы по своему значению несравнимы с вопросом о расширении ЕС, являющимся главной задачей Союза на ближайшие шесть месяцев. Смогут ли 15 нынешних стран-членов Европейского Союза выработать согласованное решение о принятии в свои ряды 10 новых членов, большинство которых – это страны Восточной и Центральной Европы? Если эту проблему действительно удастся успешно разрешить уже на декабрьском саммите ЕС в Копенгагене, то члены Союза, наконец, смогут с полным правом заявить об успехе своей исторической миссии. Что ж, лучше поздно, чем никогда…