18 июня 2002, 12:16

Как политик Дзюнитиро Коидзуми скорее мертв, чем жив Forex EuroClub

www.worldeconomy.ru
(по материалам Business Week, 13.06.02)
Премьер-министр Дзюнитиро Коидзуми, вставший во главе японского правительства в апреле прошлого года и объявивший себя сторонником шоковой экономической терапии, сегодня практически исчерпал свой политический капитал. Предпринимаемые им сегодня слабые попытки пересмотреть налоговый кодекс Японии и приватизировать ее громоздкую систему сберегательных касс выглядят беспомощными и не приводят к каким-либо конкретным результатам. Еще меньшего Коидзуми удалось добиться в реформировании японского банковского сектора. В результате, за последние 13 месяцев рейтинг премьера упал более чем в два раза до примерно 40%.
В подобных условиях начинают поднимать голову соперники Коидзуми, такие как глава крупнейшей фракции либерально-демократической партии, бывший премьер Рютаро Хасимото. Они играют в классическую игру: во-первых, используй все свое влияние для того, чтобы заблокировать в парламенте любые реформы, которые могли бы привести к реальным результатам. Во-вторых, разжигай в политических кругах недовольство бездействием нынешнего кабинета министров. И, наконец, выжидай неизбежного при таком развитии дел резкой смены настроений в обществе, в результате которой подавляющее большинство японцев захочет отставки премьера с модной прической. В Японии хорошо умеют убирать неугодных премьер-министров: только за последние 10 лет на этом посту побывало восемь человек.
Для того чтобы избежать описанного нами сценария, сегодня у Коидзуми остается всего один выход: спровоцировать раскол в рядах либерально-демократической партии, распустить парламент, объявить о проведении всеобщих выборов, после чего сформировать новое правительство, большинство постов в котором занимали бы самые молодые представители ЛДП и оппозиционных партий.
Хотя, выбрав этот путь, Коидзуми пойдет на серьезный риск, сегодня у него просто не остается других возможностей. Ему не удастся провести ни одну из предлагаемых им реформ до тех пор, пока он будет оставаться главой коалиционной ЛДП. Это означает, что банковская система Японии будет оставаться парализованной, а ее бюджетный дефицит будет и впредь самым большим среди развитых стран. Дело в том, что политическая программа ЛДП в ее нынешнем виде направлена против реформ. Строители из сельских районов Японии, голосующие за ЛДП, вовсе не желают сокращения государственных заказов, каким бы тяжелым беременем эти расходы ни ложились на бюджет. Голосующие за ЛДП работники государственных предприятий и организаций, которые хочет приватизировать Коидзуими, вовсе не хотят искать себе работу в частном секторе. Да и кому, на самом деле, сегодня нужно решение проблем банковского сектора Японии? Уж явно не тем, кто работает в множестве средних и малых компаний, существующих за счет кредитов терпящих бедствие японских банков, а это, между прочим, около 80% от общего числа занятого населения Японии.
При сохранении существующего расклада сил реформы не будут проведены никогда, и это прекрасно понимают представители молодого поколения политиков ЛДП. Многие верят в то, что смена поколений в ЛДП и приход молодых лидеров на ключевые посты в партии позволит направить ее политику в правильную сторону. На самом деле, эту проблему можно разрешить гораздо быстрее: для этого требуется объединить реформистское крыло ЛДП с аналогично мыслящими политиками из демократической партии Японии и других оппозиционных партий.
Новая партия реформистов, ясно определившая направления своей деятельности и готовая пойти на определенные экономические жертвы для достижения поставленных целей, сможет стать серьезным конкурентом для ЛДП. Разумеется, если Коиддзуми действительно хочет увидеть начатые им реформы завершенными, то ему придется и самому пойти на какие-то жертвы: в частности, от него может потребоваться уступить пост премьера какому-то политику из числа лидеров этой новой партии. Однако, если этот план удастся, то вновь сформированное правительство действительно сможет решить те проблемы, которые сегодня стоят перед экономикой Японии.
Реальность реализации подобного сценария наглядно подтверждает пример Южной Кореи, которая сумела реформировать свой банковский сектор всего за четыре года. Логично предположить, что если подобную задачу сумели решить в Сеуле, то это смогут сделать и в Токио. Однако, что же произойдет в том случае, если, решившись на подобный шаг, Коидзуми потерпит поражение? Ничего особенного – его политическая карьера завершится окончательно. Однако, если сегодня и так все идет к его политической смерти, то что он теряет?