14 июня 2002, 09:07

Великое футбольное разочарование Японии (по материалам MSN, 31.05.02) Forex EuroClub

www.worldeconomy.ru
Чемпионат мира по футболу, который, как считали многие японцы, сможет стимулировать рост экономики их родины, на самом деле вряд ли оправдает возлагавшиеся на него надежды.
Любой европеец согласится с тем, что японцы – очень странные люди. Они строят огромные высокоскоростные автострады, ведущие к крохотным деревушкам, возводят гигантские мосты между пустынными островами и ставят дамбы для того, чтобы оградить себя от возможных последствий разлива маленьких речушек, которые можно в любом месте перейти вброд. Подготовка к Чемпионату по футболу явила миру очередной пример такой мегаломании: 10 огромных футбольных стадионов, оснащенных по последнему слову техники и поражающих своим суперсовременным дизайном.
Не желая уступить своей соседке и конкурентке (и, к тому же, бывшей колонии) Южной Корее, Япония превзошла самое себя. В 1998 году для того, чтобы провести Чемпионат, Франции потребовалось всего 10 стадионов. Чемпионат этого года проходит на 20 стадионах (половина из которых расположена в Корее, а половина – в Японии), причем все из них, за исключением двух, возводились специально под это событие. Если в 1998 году строительство стадионов для Чемпионата обошлось Франции в $1.5 млрд, то на этот раз одна лишь Япония выложила за свои стадионы втрое большую сумму.
«Стадионная мания» представляет собой последнюю на сегодняшний день попытку Токио вывести экономику своей страны из депрессии, длящейся вот уже как десять лет. На самом деле, система централизованного планирования, на которую возлагается задача обеспечения эффективности местной строительной индустрии, в очередной раз доказала свою полную несостоятельность. Убедив себя, что строительство десяти циклопических сооружений даст экономике достаточный стимул к росту, японские власти даже не задумывались о том, насколько бесполезными станут эти стадионы после завершения Чемпионата. Возьмем для примера стадион «Саппоро», который оснащен раздвижными крышами и стенами, его конструкция сейсмоустойчива и позволяет превращать стадион из открытого в закрытый и обратно. Строительство «Саппоро» обошлось в $400 млн, а каждое перемещение футбольного поля в закрытое помещение на специальной воздушной подушке стоит $15 000. Так вот, в ходе Чемпионата на «Саппоро» пройдет всего три матча, после чего он будет периодически использоваться для выступлений местных футбольных команд, на которые практически не ходят зрители, изредка на нем будут проходить поп-концерты, выставки, и все! Согласно последним оценкам, после завершения Чемпионата самоокупаемыми будут лишь два из десяти вновь построенных стадионов.
Осознание того, что деньги, выложенные за постройку стадионов, уже никогда не вернутся, является лишь началом процесса разочарования Японии в Чемпионате мира. Если жители Южной Кореи действительно обожают футбол, а для самого Сеула проведение Чемпионата являлось прекрасной возможностью для самоутверждения, то Токио вовсе не нуждается в подобном подтверждении статуса регионального лидера. Кроме того, несмотря на старательно симулируемый японцами интерес к футболу, эта игра вовсе не пользуется широкой популярностью в Стране Восходящего Солнца, стоя в рейтингах лишь на третьем месте после бейсбола и сумо.
Тем не менее, мысль о том, что проведение Чемпионата мира сможет спасти экономику их страны, захватила сознание многих японцев. Сегодня уровень безработицы в Стране Восходящего Солнца стремится к 6%, ее банковская система практически не функционирует, а величина государственного долга превысила все разумные пределы. При этом, теорию спасения экономики с помощью футбольного чемпионата разделяют не только обыватели: с ней согласны аналитики крупнейшего исследовательского института Дентсу и сам японский премьер-министр Дзюнитиро Коидзуми. По оценкам экспертов Дентсу, проведение Чемпионата должно было бы принести экономике Японии $25 млрд, увеличив ВВП как минимум на 0.6% (считается, что эта цифра возрастет в том случае, если японская сборная пройдет в четвертьфинал). Кроме того, успехи национальной сборной и гордость за полученное право выступать в качестве хозяев Чемпионата должны способствовать поднятию духа японцев, что, в свою очередь, должно вылиться в улучшение уровня доверия потребителей, и, таким образом, дать экономике Японии дополнительный стимул к росту.
Однако, реальность оказалась куда менее привлекательной, чем те зачаровывающие перспективы, которые рисовали сторонники Чемпионата. Ожидавшиеся наплыв туристов и скачкообразный рост продаж так и не смогли материализоваться в полной мере: по состоянию на конец прошлой недели, в кассах японских стадионов оставались тысячи нераспроданных билетов. Ведущие корейские экономисты недавно пересмотрели свои прежние прогнозы количества гостей чемпионата в сторону их резкого снижения: по уточненным оценкам, соревнования посетит не 330 000 туристов, а всего 66 000, т.е. на 80% меньше. Что же касается Японии, то ее новенькие, с иголочки, стадионы посетит не 500 000, а, в лучшем случае, 100 000 туристов. Кроме того, из-за проведения Чемпионата ожидается 16-процентное сокращение числа обычных деловых и туристических визитов в Страну Восходящего Солнца, что наносит еще один удар по ее экономике: во время игр многие люди воздерживаются от поездок, предпочитая смотреть Чемпионат у себя дома по телевизору.
«Футбольное разочарование» знаменует собой еще один феномен: сегодня Япония становится все менее похожей на свой образ, сложившийся в сознании представителей других наций. Иностранцы привыкли воспринимать Японию как государство трудоголиков, склонных к самопожертвованию во имя корпоративных и национальных интересов, верящих в то, что успех и благополучие приходят только к тем, кто вложил в труд всего себя. На самом же деле, как оказалось, японцы так же легко поддаются соблазну получить максимум выгоды с минимальными затратами как и, например, американцы. Япония с легкостью поддается мифам о том, что серьезнейшие проблемы ее экономики могут быть разрешены с помощью некоего спасительного средства, будь то Чемпионат мира или те «безболезненные структурные реформы», о которых так любит разглагольствовать премьер-министр Коидзуми. Однако, такие мифы не могут править умами вечно, и, в конце концов, людям все равно приходится осознать, что процесс реформ редко оказывается безболезненным, и что футбол – это всего лишь игра, а вовсе не панацея от экономических бед.