10 июня 2002, 15:48

Расширение ЕС: последние шаги даются особенно сложно Forex EuroClub

www.worldeconomy.ru
(по материалам The Economist, 06.06.02)
По мере приближения срока принятия новых стран-членов ЕС все отчетливее становятся видны неразрешенные политические и экономические проблемы, способные стать преградами на пути этого процесса.
Строители Европейского Союза всегда отличались завидным оптимизмом, считая, что для них не существует неразрешимых проблем. Эта безграничная уверенность в своих силах уходит корнями в 1950-е годы, когда она позволила утвердить саму идею ЕС, и, в последующие годы, дать Европе единый рынок и единую валюту. Аналогичного похода руководители Союза придерживаются и в отношении расширения ЕС на Восток и принятия в его состав бывших стран социалистического лагеря. Несмотря на то, что этот процесс потребовал немалого времени и сопровождался принятием жестких политических решений, в ЕС всегда рассматривали объединение Европы как историческую неизбежность. В начале этого года руководство Союза объявило о намерении окончательно решить вопрос с принятием первых десяти стран уже в декабре этого года на саммите в Копенгагене с тем, чтобы такие страны как Польша и Чехословакия смогли бы стать полноправными членами ЕС уже к 2004 году.
Тем не менее, судьба этого амбициозного плана до сих пор не вполне ясна. По словам Гюнтера Верхогена, отвечающего в Европейской комиссии за процесс расширения Союза, «…возможностей остается все меньше и меньше». Озабоченность скептиков связана с тремя основными факторами. Во-первых, вновь принимаемые страны и ЕС до сих пор не смогли полностью разрешить все проблемы, связанные с финансовой стороной расширения Союза, и, в частности, с теми миллиардами евро, которые ЕС ежегодно тратит на поддержку европейских фермеров и на помощь наименее развитым регионам. Далее, Верхогена тревожит «…новый политически климат» в Европе, под которым он понимает нагнетание анти-иммигрантских популистских настроений в ряде стран-членов ЕС, И, наконец, речь идет о до сих пор не ясной судьбе очередного референдума в Ирландии: местные избиратели вполне могут опять проголосовать против соглашений, заключенных в Ницце, тем самым закрывая дорогу в ЕС вновь принимаемым странам. Хотя ни одна из этих проблем не является неразрешимой, в совокупности они представляют собой серьезную угрозу для расширения Союза.
То, что последний этап переговоров о расширении будет сопровождаться существенными трудностями, было ясно уже давно. Относительно бедные страны с многочисленным сельским населением, такие как Польша, могут стать непосильной ношей для бюджета ЕС, 80% которого идет на поддержку фермеров и наименее развитых регионов в странах-членах Союза. Для того чтобы смягчить процесс принятия новых стран-членов, Европейская комиссия предложила на первых порах ограничить размеры субсидий для фермеров этих стран 25% от тех сумм, которые сегодня идут на поддержку фермеров в странах-ветеранах ЕС, с тем, чтобы выровнять размеры субсидий в различных странах в течение последующих 10 лет. Страны-кандидаты на вступление в ЕС считают это предложение нечестным, заявляя, что в подобных условиях их фермеры не смогут на равных конкурировать с фермерами богатых стран Западной Европы. Не слишком нравится это предложение и нынешним странам-членам ЕС, которые, напротив, считают десятилетний срок выравнивания величины субсидий слишком коротким, опасаясь, что столь резкое увеличение финансовых потоков потребует чрезмерных расходов и станет непреодолимой преградой на пути долгожданного реформирования Единой европейской сельскохозяйственной политики.
В нормальных условиях из такой ситуации всегда можно было бы найти компромиссный выход. Однако не стоит забывать о тех процессах, которые в настоящее время происходят в европейской политике, в которой все активнее задают тон такие деятели как Жан-Мари Ле Пен, Йорг Хайдер и Умберто Босси. Набирающие силу популистские и ксенофобские течения существенно затрудняют работу политиков умеренного крыла, которым в подобных условиях оказывается гораздо сложнее взять на себя ответственность за уступки вновь принимаемым странам. Речь идет не только о вопросах сельскохозяйственной помощи, но и о других немаловажных последствиях объединения Европы, касающихся, например, открытия границ западноевропейских стран для рабочих с Востока.
В настоящее время в политических кругах Западной Европы не принято открыто высказываться против идеи расширения Союза, которую на словах поддерживают даже такие одиозные фигуры как Йорг Хайдер. Однако, уже в ближайшем будущем избиратели Ирландии вполне могут дать противникам расширения ЕС повод для открытых выступлений против принятия новых стран-членов. Напомним, что согласно конституции Ирландии, любое соглашение, заключенное в рамках ЕС и требующее внесения изменений в конституцию, должно получить одобрение на общенациональном референдуме. Это требование относится и к заключенным в Ницце соглашениям, предусматривающим внесение ряда изменений в работу европейских институтов власти с тем, чтобы они смогли бы эффективно функционировать в условиях нового расширенного Союза.
В прошлом году ирландские избиратели уже один раз проголосовали против этих соглашений, и, по имеющимся данным, в этом году референдум может привести к такому же результату. По словам г-на Вехогена, в этом случае возникнет «…очень, очень серьезная проблема, и я просто не представляю себе, что же мы тогда сможем сделать?»