26 февраля 2002, 11:35

Бум слияний и поглощений сменился стагнацией: слияния "подешевели" на USD1,7 трлн Forex EuroClub

"Ведомости" // Бум слияний и поглощений, пришедшийся на конец 1990-х гг., сменился стагнацией и попытками многих компаний избавиться от своих приобретений. Жизнь показала, что увеличение в размерах за счет скупки других компаний не всегда идет на пользу бизнесу. По данным Thomson Financial, мировой объем сделок по объединению упал по сравнению с 2000 г. почти на 50% - с USD3,4591 трлн до USD1,7446 трлн, а их число сократилось на четверть - с 38 200 до 28 828. Теряют слияния и в масштабе. Лишь 11 сделок, совершенных в прошлом году, превышали по размеру USD10 млрд (в 2000 г. - 24 сделки). Заметное падение активности в секторе слияний и поглощений произошло еще до событий 11 сентября. Виной тому - замедление мировой экономики и спад на фондовых рынках. Теракты же, а затем и банкротство Enron еще более осложнили ситуацию в секторе.
Директора десять раз подумают, прежде чем решиться на объединение с компанией, у которой слишком большие долги или финансовая отчетность которой вызывает малейшие подозрения. Ведь в последнее время вопросы относительно ведения бухгалтерской отчетности задаются даже таким столпам корпоративного мира, как General Electric, Cisco Systems и IBM. Проблемы Enron, активно скупавшей компании по всему миру, ставят под вопрос саму практику объединения ради повышения эффективности и увеличения доли рынка. Исследования показывают, что во многих случаях компаниями не удается достичь заявленных при слиянии целей. KPMG Consulting проанализировала 500 крупнейших международных слияний 1996 - 1998 гг. В отчете говорится, что в первые годы после объединения понизилась эффективность деятельности и рыночная капитализация более трети компаний, а сейчас они вынуждены разделяться или продавать активы. Торжество органического роста над стратегией слияний и поглощений продемонстрировала американская розничная сеть Wal-Mart, которая стала по итогам прошедшего года крупнейшей компанией мира по объемам продаж, обойдя нефтяную компанию ExxonMobil, являющуюся продуктом нескольких слияний. Успех Wal-Mart, реализовавшей в 2001 г. товаров и услуг на USD217,8 млрд, свидетельствует: больших размеров и прибыли можно добиться и без покупки других компаний. Как бы то ни было, объединения нередко приносят и значительные выгоды. Нефтяные гиганты (та же ExxonMobil, объем продаж которой составил USD213 млрд) работают довольно успешно. Консолидацию в европейском банковском секторе эксперты называют важным условием сохранения конкурентоспособности и эффективного развития европейских финансовых институтов. Аналитики полагают, что активность слияний и поглощений начет возрастать не ранее IV квартала. При этом основные кандидаты на объединение в этом году - компании с большим объемом ликвидных средств, прежде всего производители потребительских товаров, энергетические и промышленные компании. Однако крупные сделки в этих секторах неизбежно натолкнутся на противодействие регулирующих органов. Поэтому альянс как форма сотрудничества (как у Renault и Nissan) может стать весьма популярным.