18 февраля 2002, 16:45

В Белом Доме США знают, как бороться с рецессией Forex EuroClub

/www.mfd.ru/
В последнее время все большее число экономистов связывает перспективы восстановления экономики США, которая в свою очередь является "локомотивом" мировой экономики, с успешностью проводимого там налогового регулирования. Безусловно, смягчение денежно-кредитной политики, последовательно проводившееся ФРС в 2001 г., позволило если не избежать рецессии, то по крайней мере добиться "мягкой посадки" для экономики США.
Однако после терактов 11 сентября стало очевидным, что для обеспечения устойчивого экономического роста необходимо задействовать и налоговые рычаги. В частности, Комитет экономических советников Белого Дома США заявил, что сокращение налогов на 1.35 трлн. долл. в 2001 году будет способствовать созданию 800 тыс. новых рабочих мест до конца текущего года и выведет экономику США из рецессии.
Комитет утверждает, что ослабление налогового бремени повышает вероятность уверенного подъема экономики в 2002 году, тогда как некоторые демократы призывают приостановить выполнение 10-летней программы сокращения налогов с целью недопущения бюджетного дефицита.
Экономические советники Белого Дома отмечают, что снижение налогов обеспечит вливание в экономику страны дополнительно 126 млрд. долл. в 2001 и 2002 годах, что позволит повысить темпы экономического роста в США в 2002 году на 0.5 процентного пункта до уровня 2.7%.
Отмена сокращения налогов поставит под угрозу подъем экономики США и приведет к сокращению числа занятых на 500 тыс. человек в 2003 году и замедлению роста ВВП на 0.7 процентных пункта, тогда как сохранение налоговых льгот на постоянной основе станет дополнительным стимулом развития экономики, заявляет Комитет.
О серьезности сложившейся ситуации и необходимости налоговых льгот для корпораций свидетельствует и тот факт, что число дефолтов корпораций достигло в 2001 году рекордного показателя. 216 компаний объявили в минувшем году о дефолте по долгам на сумму 116 млрд. долл., сообщило международное рейтинговое агентство Standard & Poor's. В 2000 году было зафиксировано лишь 132 дефолта.
Доля компаний, объявивших дефолт, составила 4.09% от числа компаний, имеющих рейтинг S&P на начало года. Это также рекордный показатель. Предыдущий максимум был достигнут в 1991 году (4.01%). S&P объясняет рекордный рост числа дефолтов ухудшением кредитных рейтингов компаний и общим экономическим спадом.
В 2001 году число понижений рейтингов компаний агентством превысило число повышений почти в три раза, однако уровень кредитных рейтингов новых эмитентов в минувшем году продолжал повышаться и приблизился к уровню середины 1990-х годов.
Это обусловлено тем, что число новых эмитентов обязательств инвестиционного уровня превышает число новых эмитентов спекулятивных обязательств. Агентство также отмечает аннулирование значительного числа рейтингов эмитентов спекулятивных обязательств в 2001 году. S&P прогнозирует, что число дефолтов достигнет нового рекордного уровня в течение 2002 года, но снизится к концу года по мере повышения кредитных рейтингов компаний и подъема экономики.
Прогноз валютного рынка
На торгах в пятницу средневзвешенный курс доллара на ЕТС понизился менее чем на копейку, резких ценовых колебаний в преддверии длинных выходных на рынке не было. Некоторому снижению рынка способствовал недостаток свободных рублей, возникший на рынке на фоне налоговых платежей участников. Остатки средств кредитных организаций на корсчетах в ЦБ в пятницу резко упали - на 15 млрд. руб. до 56.7 млрд. руб. по России и на 13.2 млрд. руб. до 28.8 млрд. руб. по Московскому региону, ставки по межбанковским рублевым кредитам overnight установились на уровне 10-17% годовых.
В понедельник торгов на ЕТС и торгов расчетами TOD не будет в связи с праздником в США, дальнейшая динамика рынка будет зависеть от того, восстановится ли рублевая ликвидность банков за период длинных выходных. Если этого не произойдет, курс на ЕТС сможет протестировать отметку 30.80 руб./долл., однако более сильное снижение представляется маловероятным в силу сохранения на рынке высоких девальвационных ожиданий.