4 декабря 2001, 16:43

Бюрократические преграды на пути объединения ЕС (Business Week, 28.11.01) Forex EuroClub

www.worldeconomy.ru/ 1 января 2002 года, день начала наличного обращения евро, станет важной вехой на пути превращения Европы в единый рынок. Однако до завершения этого пути по-прежнему будет очень далеко: для того, чтобы добиться полной интеграции континентальных рынков, европейским странам предстоит снять целый ряд барьеров, касающихся различия пенсионных схем, трудового законодательства и т.д. До тех пор, пока эта работа не будет проделана, еврозона не сможет стать столь же привлекательной в глазах международных инвесторов, как США.
Разумеется, европейские лидеры знают о существовании этих проблем и активно ищут пути их решения. В Европейскую комиссию в Брюсселе уже неоднократно вносились предложения о введении единого корпоративного и патентного законодательства, равно как и законодательства о защите прав потребителей, однако все эти благие намерения пока так и не смогли пробиться через паутину евробюрократии. «Проблемы понятны всем, и их решение – это только вопрос времени», – считает Жан-Поль Бетбезе, главный экономист банка Credit Lyonnais.
Природа проблем еврозоны хорошо прослеживается на примере вопроса о пенсионных планах. В настоящее время в 15 странах Европейского союза существует множество пенсионных схем. Это существенно затрудняет работу международных корпораций, которые не всегда могут переводить своих сотрудников из одной страны в другую. Так, например, житель Италии может отказаться работать в Великобритании, так как та пенсия, которую он заработает в этой стране, будет меньше, чем у него на родине. В некоторых случаях пенсии сотрудников международных корпораций подпадают под двойное налогообложение. Очевидно, что компаниям, работающим на европейском рынке и не имеющим возможности применения единого пенсионного плана, гораздо проще перевести свои операции в США, где у них появляется такая возможность.
Недавно проект директивы по регулированию деятельности пенсионных фондов был одобрен Европейским парламентом, однако сейчас он застрял в межправительственном Совете Европы. Если предложенный вариант директивы будет принят, это приведет к взаимному признанию пенсионных фондов различных стран, а также даст им свободу вкладывать свои средства туда, куда они считают необходимым. Многие надеются, что окончательное принятие директивы произойдет после того, как в январе будущего года на президентское кресло в ЕС сядет Испания.
Еще одна проблема, стоящая перед европейскими политиками, связана с региональными рынками труда, которые должны стать более гибкими. Например, Франция не желает отказываться от принятой в этой стране 35-часовой рабочей недели. Кроме того, недавно принятый закон о «Социальной Модернизации» привел к тому, что и без того жесткие правила, существенно затруднявшие для компаний увольнение работников, стали еще жестче. В других странах, таких как Великобритания, Ирландия и Нидерланды, регулирование рынков труда гораздо мягче, а сами рынки гораздо динамичнее. Если европейские государства хотят снизить свой высокий уровень безработицы, им необходимо добиться большей открытости своих рынков труда.
Серьезные проблемы связаны и с тем, что, несмотря на все попытки Европейской комиссии, целые отрасли в регионе по-прежнему находятся в руках национальных монополий. Во Франции, например, принадлежащая государству компания Electricite de France контролирует 95% национального рынка энергии. Для сравнения, в Финляндии и в Испании государственным компаниям принадлежит, соответственно, лишь 26% и 45% местных рынков энергии. Аналогичная ситуация сохраняется и на рынках услуг телефонной связи: в любой из стран ЕС до 80% этих рынков принадлежит национальным телефонным компаниям. Это приводит к неоправданному росту цен, недостаточному качеству услуг, и, в конечном итоге, к меньшей эффективности.
Принятие необходимых законов часто наталкивается на бюрократические препоны. Среди факторов, тормозящих интеграцию ЕС, можно отметить национальные центральные банки. Потеряв возможность устанавливать процентные ставки и выпускать в обращение национальную валюту, европейские центробанки всеми силами пытаются сохранить оставшиеся у них полномочия. В частности, этим известны Bank of Italy и Bank of France, всемерно пытающиеся защитить от иностранных конкурентов коммерческие банки своих стран.
Разумеется, выход евро в наличное обращение существенно изменит повадки европейских бизнесменов и чиновников, и, безусловно, положительно скажется на экономической интеграции региона. Однако не стоит ожидать, что одного этого шага будет достаточно для единовременного создания единого континентального рынка. Даже убежденные евро-оптимисты считают, что этот процесс продлится годы.