31 октября 2001, 08:46

Бюджет США в новом финансовом году может оказаться дефицитным, Forex EuroClub

, но говорить о проблеме государственного долга ещё рано (комментарии к данным по бюджету США за 2000ф.г
Тремасов Кирилл, МДМ-Банк, инвестиционный департамент, http://invest.mdmbank.com/
29 октября с задержкой на неделю от первоначального графика были опубликованы данные по федеральному бюджету США за 2000 финансовый год, который закончился 30 сентября.
- Профицит бюджета по итогам года составил $127.17млрд . против $236.92млрд . годом ранее.
- Профицит бюджета в сентябре составил $35.4млрд против $65.8 в сентябре прошлого года, при этом доходы по сравнению с уровнем годовой давности сократились почти что на 30% .
Закончившийся год оказался четвёртым к ряду, когда бюджет США выполняется с профицитом (см. рис.2). За этот период суммарный профицит превысил $500млрд
. Однако последний год наметилась тенденция к ухудшению бюджетных показателей, связанная с двумя факторами:
1- падение доходов из-за замедления экономики, ухудшения финансовых показателей американских корпораций и снижения налогов. Как известно, прибыли корпораций США падают на протяжении четырёх кварталов. В последнем квартале (июль-сентябрь) прибыли компаний, входящих в индекс S & P 500 снизились примерно на 21%, в октябре-декабре ожидается падение этого показателя ещё на 15-16%, а по итогам всего 2001г падение прибылей составит около 15%. Понятно, что это снижает налогооблагаемую базу и приводит к падению доходов. Ещё одной причиной сокращения доходной части бюджета стало снижение подоходного налога, проведённое правительством США летом. Была снижена не только налоговая ставка, но и возвращены задним числом переплаченные с начала года налоговые суммы. События 11 сентября способствуют дальнейшему падению доходов. Во-первых, из-за дальнейшего ухудшения финансовых показателей компаний, а, во-вторых, из-за новых планов правительства по дополнительному снижению налогов.
2- вторая причина ухудшения бюджетной ситуации заключается в увеличении расходов. О возвращении налоговых платежей я отметил выше, но помимо этого, заметному увеличению расходной части способствуют последствия террактов. На сентябрьских данных это практически не отразилось. Почти что $40млрд правительство выделило на неотложные нужды, вызванные террактами (прямые выплаты пострадавшим от террактов компаниям, ликвидация разрушений и т.д.), и эти цифры найдут отражение в балансе в октябре-ноябре. Но очевидно, что увеличение госрасходов этим не ограничится. Помимо военной операции, которая, по-видимому, затянется на месяцы и будет требовать повышенного финансирования, правительство намерено предпринять дополнительные вливания в экономику, прежде всего, в военно-промышленный сектор, который должен послужить локомотивом выхода из рецессии (развитие технологий, рост производительности).
Итак, тенденции к падению доходов и резкому росту расходов, взявшие старт примерно полгода назад и усилившиеся после террактов, очевидно, получат продолжение и в новом финансовом году. По крайней мере, в первом финансовом полугодии бюджетные показатели будут ухудшаться, и лишь если подтвердится текущая гипотеза о восстановлении экономического роста в США во 2-ом кв 2002г, то к концу нового финансового года можно будет ожидать некоторой стабилизации бюджетных показателей. Однако в любом случае, бюджет этого финансового года с высокой вероятностью окажется дефицитным.

Государственный долг США.
Благоприятная бюджетная ситуация в период 1997-2001гг позволила стабилизировать ситуацию с госдолгом США. В предыдущее десятилетие долг американского правительства рос катастрофическими темпами, увеличившись с 1987 по 1997г в 2.3 раза (см. Рис.3). Однако за последние 4 года этот показатель увеличился лишь на 7% (рост ВВП за этот же период составил около 14% ).
По состоянию на конец финансового года (30 сентября 2001г) общий размер госдолга США составил $5.8трлн (если точно, то $5,807,463,412,200.06 ). Это чуть менее 60% ВВП, что по общепринятым меркам является вполне приемлемым (для сравнения, в Японии госдолг приближается к 130% от ВВП, в Европе - около 60% от ВВП). Однако в абсолютных цифрах госдолг США является максимальным в сравнении с прочими странами. Устойчивость долга может быть обеспечена только за счёт роста экономики в целом. В случае затяжной рецессии проблема госдолга может выйти на первый план в течение 2-3 лет, неизбежным результатом чего станет существенное падение доллара, акций и облигаций. Поэтому, если начавшаяся в 3-ем квартале рецессия продлится более года, то проблема госдолга начнёт обостряться. Впрочем, сейчас об этом говорить ещё очень рано, напомню, что рынок ждёт преодоления негативных макроэкономических тенденций уже во 2-ом кв следующего года. Если так и произойдёт, то временная пауза в экономическом росте не будет угрожать стабильности госдолга.