14 сентября 2001, 12:08

Американцам советуют тратить больше денег Forex EuroClub

www.gazeta.ru//
Шок, в который повергли США теракты, не мог не отразиться на уровне потребительского доверия граждан. На этой неделе американцы меньше ходили по магазинам. Если они не начнут тратить больше денег в ближайшее время, мировую экономику ожидает полная рецессия. На протяжении всей недели находящиеся в шоке американские граждане делали гораздо меньше покупок чем обычно. Это понятно: страх и заботы, свзянные с террористичекими актами, заставили граждан думать о других вещах или сидеть дома. Кроме того, рискованная ситуация, в которой оказалась американская экономика сразу после трагедии, направила мысли потребителей в другое русло. Беспрецендентные террористические акты показали, что навести хаос в мировой экономике легче, чем казалось раньше. В общем, доверия к собственному правительству трагедия в Нью-Йорке у американцев не повысила. Между тем именно от простых американских граждан будет зависеть в ближайшее время экономическая ситуация в других странах. Об этом, в частности, говорил вчера на пресс-конференции в Москве председатель банковского комитета Госдумы Александр Шохин. По его словам, если американцы будут доверять дальнейшим действиям своего правительства и вести себя как обычно, то есть ходить по магазинам и тратить деньги, то на российском и других рынках тоже сохранится стабильная ситуация. В противном случае, паника, начавшись в Америке, распространится на другие страны, и мировая экономика рискует сползти в глубокую депрессию. На данный момент уровень потребительского доверия среди американцев оставляет желать лучшего. «Потребительские расходы и без того находились на невысоком уровне, а после терактов эта тенденция получила дополнительный импульс», – говорит президент аналитического агенства Barnard's Retail Trend Report Курт Барнард. Он старается объяснить явление психологическим воздействием трагедии на сооечественников. «Мы должны учитывать, что люди сейчас находятся в состоянии шока, и от них нельзя ожидать, что они, просмотрев последние новости, тут же пойдут кутить по магазинам». По мнению Барнарда, «потребительские расходы должны вернуться на тот уровень, какой прогнозировался на четвертый квартал», до того, как произошла трагедия. «Ранее мы предполагали, что этот уровень может быть на 2-4% выше, чем в аналогичный период прошлого года, а прошлый год был просто ужасный», – сказал он. Если этот год будет еще хуже, стране не миновать глубого кризиса. Потребительский сектор питает две третьих американской экономики и отражает продолжающийся на протяжении года упадок экономики, начавшийся с уменьшения расходов компаниями и увольнений в сфере бизнеса. Об упадке в сфере потребления красноречиво говорит количество заявок на получение пособия по безработице, поданных американскими нражданами на прошлой неделе, которое составило 431 тыс. Эта цифра на 21 тыс. превышает прогнозы аналитиков. «Темп роста безработицы снова начало расти, после того, как работадатели приостановили процесс найма сотрудников», – объяснил экономист компании FinancialOxygen, – «и тенденция к росту безработицы продолжится благодаря экономической встряске, последовавшей за трагическими событиями этой недели». Станут ли предприятия выпускать новую продукцию и набирать новых сотрдников в будущем, будет зависеть от того, как много денег станут тратить американские покупатели, покупая их товары. «Сейчас компании заняли выжидательную позицию», – поясняет главный экономист Wells Fargo & Co. Вон Шон, – «поэтому наиболее важный фактор, который имеет сейчас значение, – это поведение потребителей». Как сообщает СNN, обнадеживающие новости с фронта потребления уже появились. По итогам опроса общественного мнения, проведенного компанией Harris Interactive среди 4,6 тыс. взрослых американцев, выяснилось, что в то время, как экономисты говорят о скором наступлении экономического кризиса, граждане США вовсе не планируют тратить меньше денег, менять свои решения по инвестициям или как-то еще корректировать свое поведение. Единственное, от чего готовы отказаться граждане США после случившихся терактов – услуги авиакомпаний. «Теперь наши предположения заключаются в том, что некоторое понижение уровня потребительского доверия в ближайшее время, конечно, произойдет. Особенно это касается Нью-Йорка и прилежащей к нему территории. Однако «этой тенденции не хватит на то, чтобы опрокинуть теорию скорого восстановления уровня потребительского доверия среди американцев», – говорит аналитик Ян Шефердсон из High Frequency Economics Ltd. Возможно, количество покупок, которые обычно делают американские граждане, вернется на прежний уровень во время традиционного сезона рождественских распродаж, когда американцы захотят хотя бы на время забыть о трагедии и порадовать себя подарками. Во всяком случае такой надеждой тешат себя маститые экономисты.