25 июля 2001, 13:52

О перспективах реформ в экономике Японии Forex EuroClub

www.suscribe.ru /// business.globalec // (По материалам статьи П. Быкова "Янки-самурай", "Эксперт", 23.07.01)
Пока общественности Японии представлена лишь концепция вывода страны из самой затяжной экономической депрессии за послевоенную историю и начала нового этапа бурного развития. Деталями проекта премьер-министр обещает заняться после намеченных на июль выборов в верхнюю палату парламента. Основные направления представленного плана таковы.
Начать планируется с оздоровления банковской системы, проблемы которой, прежде всего огромные "плохие" долги, и являются основным фактором длительной стагнации. Поэтому решено во что бы то ни стало заставить банки в течение двух-трех лет списать "плохие" кредиты. Их будет скупать специальный орган - Корпорация по взиманию и защите прав кредиторов.
Помимо списания "плохих" кредитов правительство решило существенно урезать ассигнования бюджетных средств полугосударственным компаниям, сократить объемы строительных и других "общественных работ", традиционно считавшихся одной из основ национальной экономики. В целях экономии правительственных фондов будет проведена масштабная приватизация в госсекторе, в первую очередь в руки частников отдадут почту и сберкассы. Кабинет сильно урежет сумму кредитных обязательств правительства - до 30 трлн. иен (250 млрд. долларов), что должно приостановить нарастание госдолга, который за десять лет вырос практически с нуля до 130% ВВП.
Поскольку меры по контролю за расходами неизбежно должны вызвать масштабные сокращения, разработчики программы предусмотрели создание более 5,3 млн. новых рабочих мест. Чтобы поддержать экономику страны, власти намерены продолжить мягкую денежную политику, стараясь накачивать фондовый рынок "дешевыми" деньгами. Основная цель - борьба со сдерживающей внутриэкономическую активность дефляцией.
Вместе с тем, главным препятствием на пути экономических реформ в Японии является сложившийся симбиоз провинциального бизнеса и политиков. Весь местный бизнес катастрофически неэффективен и существует только за счет трансфертов, выбиваемых из Токио депутатами. Местные "предприниматели" расплачиваются с ними финансовой подпиткой на выборах и мобилизацией местного населения в поддержку нужного депутата, что приводит к тотальной коррумпированности политиков. В результате такие секторы экономики, как сельское хозяйство, транспорт, электроэнергетика, коммунальное хозяйство, строительство, медицина и образование, стагнируют. Весь внутренний сектор, который в других странах играет важную роль для развития национального хозяйства, в Японии представляет собой колоссальную обузу для госфинансов и остальной, более эффективной, части экономики, и все попытки оживить его бюджетными вливаниями в течение 90-х годов ни к чему не привели. Разрушить эту зарегулированную и насквозь коррумпированную систему - одна из основных задач Коидзуми, и в этом его отличие от предыдущего премьера-патриота Иосиро Мори, который был типичным представителем японской клановой политической системы.
Вторым ключевым элементом политики нового премьера является трансформация крупного японского бизнеса (таких гигантов, как, например, Mitsui, Mitsubishi), который должен стать более открытым и динамичным. Например, правительство намерено заставить корпорации вводить в правление как минимум двух человек со стороны. Корпорации ожесточенно сопротивляются, за что подвергаются публичной критике даже со стороны консервативных политиков. Бизнес-истеблишмент не просто очень консервативен, он как будто выключен из внутренней политики, его влияние на политическую жизнь Японии непропорционально мало. Будучи в значительной степени экспорториентированными, эти группы словно не интересуются, тем, что происходит в стране. Реальное влияние на внутриполитическую жизнь могут оказывать разве что руководители ряда динамичных компаний.
Проблема, однако, в том, что те руководители, которые могут оказывать влияние (среди них выделяются финансово-лизинговые компании), наталкиваются на непонимание со стороны депутатов, вскормленных на "местечковой политике". "В Японии всего десять-пятнадцать по-настоящему глобальных и высокоэффективных компаний (таких как Sony или Toyota), руководство которых хорошо понимает значение открытости в сегодняшнем мире, хорошо в нем ориентируется. Плохо то, что руководство этих компаний слишком хорошо для большинства местных политиков", - говорит Синити Ояма.