1 июня 2001, 11:25

МИРОВОЙ РЫНОК АВТОМОБИЛЕЙ НАХОДИТСЯ В ФАЗЕ СПАДА Forex EuroClub

www.utro.ru// Финансовые результаты всех крупнейших мировых автомобилестроительных компаний ухудшились из-за спада спроса на основных мировых рынках - в Северной Америке, Западной Европе и в Японии, сообщило в четверг международное рейтинговое агентство Standard & Poor's. Тем не менее, прогнозы кредитоспособности компаний, которые присваивает агентство, сильно отличаются в зависимости от производителя. Две ведущие компании отрасли General Motors Corp и Ford Motor Co. получили негативный прогноз, который отражает опасения инвесторов, вызванные зависимостью компаний от североамериканского рынка спортивных машин, пикапов и микроавтобусов, конкуренция на котором будет в будущем только ужесточаться. К тому же основной бизнес и GM, и Ford за пределами Северной Америки убыточен, а ликвидность компаний значительно сократилась после ряда приобретений и выплаты дивидендов акционерам. Те же опасения относятся и к базирующейся в Германии компании DaimlerChrysler AG, в основном из-за неудачных результатов деятельности ее подразделения пассажирских машин для массового рынка - Chrysler Group. В то же время доходы подразделения компании по производству машин класса "люкс" остаются на высоком уровне. Европейские производители автомобилей для массового рынка Volkswagen AG, Peugeot S.A., Renault S.A. и Fiat Spa столкнулись в 2000 году с мощным спросом на продукцию и, даже с учетом нынешнего замедления экономики, объемы их продаж остаются относительно высокими. Однако выгоды, которые можно было извлечь из мощного спроса, были ослаблены высокой ценовой конкуренцией. Это привело к тому, что финансовые результаты этих компаний, особенно Renault, оказались ниже среднего. Кредитному рейтингу Renault был также нанесен удар тесными связями компании с японским автопроизводителем Nissan Motor Co, результаты деятельности которой оказались крайне слабыми. Renault владеет пакетом в 36,8% акций Nissan. Fiat Auto, подразделение легковых автомобилей концерна Fiat, должно, по мнению S&P, извлечь прибыль из недавно сформированного стратегичееского альянса с компанией GM, по условиям которого Fiat практически уходит с рынка пассажирских машин, передавая GM 80% участия в Fiat Audio. Рынок машин повышенной комфортности находится сейчас совершенно в ином состоянии. Спрос на автомобили класса "люкс" остается на чрезвычайно высоком уровне, даже несмотря на экономический спад. Этот рынок пока также производит впечатление невосприимчивости к той ценовой конкуренции, которая царит среди массовых машин. Очень удачно расположена в этом секторе на данный момент компания BMW AG, расставшаяся в прошлом году с проблемным подразделением Land Rover. Шведская Volvo также не испытывает финансовых проблем после продажи в 1999 году своего бизнеса легковых автомобилей компании Ford. С другой стороны, Volvo не удалось приобрести еще одну компанию по производству тяжелых грузовиков Scania AB, а ее альянс с Mitsubishi сорвался, что поднимает вопрос о дальнейшей стратегии компании. Хотя японские производители по-прежнему ощущают давление в виде слабого спроса на внутреннем рынке, в неплохом положении находятся Toyota Motor Corp. и Honda Motor Co. Ltd., что связано с размерами экспорта компаний, популярностью их продукции и эффективностью работы. Suzuki Motor Corp. также получила высокий рейтинг, несмотря на высокую конкуренцию на индийском рынке, где компания широко представлена, и снижение спроса в Японии на мотоциклы. Корпорации Mitsubishi был нанесен значительный ущерб в виде подорванного потребительского доверия, когда в середине 2000 года выяснилось, что компания скрывала дефекты своей продукции.