14 мая 2001, 09:41

Мировой рынок ПК: обвал или процветание? Forex EuroClub

subscribe.ru/ В последнее время на Западе появляется все больше самыхразличных оценок перспектив развития рынка персональных компьютеров(ПК), порой носящих диаметрально противоположный характер. Одной из наиболее крайних точек зрения в этом вопросе в последнее времяпридерживается американская исследовательская компания "PC Data", согласнокоторой на рынке персональных компьютеров США складываетсябеспрецедентная ситуация, грозящая ему в недалеком будущем настоящимобвалом. В подтверждение этого фирма приводит статистические данные,свидетельствующие о явном сокращении спроса на ПК в розничной ипосылочной торговле: например, в декабре 2000 г. - на 24% по сравнению с темже месяцем 1999 г. Не слишком оптимистично настроен и один из руководителей мирового лидерасектора - "Compaq", который, констатируя более низкие результаты своейфирмы в этой области по сравнению с намечавшимися ранее (вслед зааналогичными заявлениями представителей "Dell", "Gateway", "Apple", "Hewlett-Packard" и некоторых других компаний), подчеркивает, что сейчас ужеочевидно замедление роста потребительского спроса на эти машины наамериканском рынке, в частности со стороны небольших и среднихпредприятий и Internet-компаний. На взгляд "PC Data", причин, которые заставляют в данный моментамериканскую клиентуру "отворачиваться" от обычных ПК, сразу несколько: иажиотажный спрос на ПК в конце 1999 г., и недостаточные темпы инноваций,и слишком высокие цены. Например, за год средняя цена ПК, реализуемых вмагазинах розничной торговли, снизилась всего на 10 долл. и составила 906долл. В таких условиях отгрузки в розничную сеть конторских ПК в декабре 2000 г. непревышали 1 млн. шт., а за год в целом составили не более 10,1 млн. шт.,снизившись на 0,8%. При этом банк "Morgan Stanley Dean Witter", сообщающий отвердом намерении 150 крупнейших американских предприятий сдерживатьрост затрат на информационные технологии, ожидает относительного "штиля" вданном плане и в текущем году, подчеркивая, что их ассигнования насоответствующие цели в 2001г. могут увеличиться примерно на 8%, тогда как в2000г. этот показатель был равен 12%. Совсем поиному (по крайней мере в отношении домашних компьютеров вЕвропе) настроены авторы опубликованного в декабре 2000г. исследования"Forrester's Technographics Europe March 2000 Benchmark Study" (составленного набазе проведенного в марте прошлого года опроса 23,5 тыс. респондентов из 11западноевропейских стран). Согласно данному источнику, продажи таких ПК неуклонно увеличиваются иэта тенденция сохранится и в дальнейшем, причем далеко не в последнююочередь за счет семей, приобретающих не первый компьютер. Как считаютевропейские эксперты, недалеко то время, когда владельцы нескольких ПКстанут самой многочисленной потребительской группой. В большей степени домашними компьютерами оснащены страны Центральнойи Северной Европы и в несколько меньшей - Италия, Испания и Франция."Индивидуальные" лидеры - Швеция и Швейцария, на третьем месте -Нидерланды; такая ситуация во многом связана с тем, что в этих странах всебольшее распространение получает субсидирование многими фирмами покупкиих сотрудниками ПК для дома. Возраст владельцев домашних компьютеров по большей части не слишкомвысок: около 54% пользователей в Европе составляют лица моложе 42 лет. Чутьболее половины из них - мужчины. Наиболее типичными владельцамиявляются лица, хорошо разбирающиеся в технике и имеющие доходы вышесредних. Дополнительные машины зачастую приобретаются во избежаниенедоразумений, возникающих в семье из-за того, что порой ПК оказываетсянеобходимым сразу нескольким ее членам, среди которых к тому же обычноприсутствуют "продвинутые" пользователи, интересующиеся новейшимитехнологиями и программным обеспечением и, стало быть, нуждающиеся всамой современной технике. В силу того, что компьютеры, как правило, используются индивидуально, 51%владельцев держат их в рабочем кабинете или в спальне, тем более, что идизайн большинства из них пока еще мало привлекателен для того, чтобызанять достойное место в оформлении европейских гостиных (хотя, какполагают некоторые эксперты, все более актуальной становится проблемасоздания более ярких и стильных моделей). С точки зрения авторов указанного европейского исследования, основнаядвижущая сила развития спроса на домашние ПК (превращающиеся внынешних условиях в один из стандартных видов бытовой электроннойтехники, в некоторых странах почти столь же популярный, как телевизоры) -изменения в характере их применения. Помимо того, что сегодняшние компьютеры выполняют роль популярнойплатформы для использования целого ряда периферийных устройств(принтеров, сканеров, карманных компьютеров PDA, цифровых фотоаппаратов,DVD-проигрывателей), они также представляют собой основное средстводоступа в Internet, в том числе и из дома. В продажу поступают преимущественно уже готовые для этого машины,поскольку другие устройства, позволяющие работать с данной сетью (вчастности, мобильные телефоны с поддержкой WAP-сервиса, карманныекомпьютеры и интерактивные телевизоры iDTV), несмотря на ростпопулярности, пока еще распространены сравнительно мало. В этих условияхмодемами, обеспечивающими подключение к Internet, в данный моментоснащено примерно 57% новых ПК. При этом, по утверждениям экспертов, по своим графическим возможностям ибыстродействию ПК заметно опережают все прочие цифровые устройства.Последние, как правило, существенно уступают по разрешающей способностиполноразмерным экранам компьютеров. Кроме того, ни одно другое устройство(за исключением интерактивных цифровых телевизоров iDTV) не обеспечиваеттой скорости подключения к сети Internet, которой обладают компьютеры (55%владельцев новых компьютеров могут подключиться на скорости 56 Кбит/с). Наибольших успехов в обеспечении доступа в Internet с помощью другихустройств в Европе добилась Великобритания, где свыше 1 млн. абонентовсистемы спутникового телевидения "Sky" зарегистрированы как пользователиэлектронной почты посредством установленных у них интерактивныхтелевизоров. Объем предоставляемых услуг по доступу в Internet по протоколу WAP остаетсяна минимальном уровне. Мобильные телефоны с такой возможностью в Европееще очень редки: владельцы аппаратов, поддерживающих этот протокол,составляют менее 3% общего числа абонентов мобильной связи. Даннымиуслугами пользуются менее 1% владельцев мобильных телефонов. Не получили пока широкого распространения (кроме опять жеВеликобритании) и аппараты iDTV, но специалисты не исключают, что вбудущем им все же уготована немаловажная роль в деле приобщения к Internetлиц, по каким-то причинам не приемлющих компьютеры, но одновременнонуждающихся в более простом средстве доступа к всемирной сети. В заключение авторы вышеуказанного исследования, затрагивая проблемуотсутствия компьютеров у части жителей как США, так и Западной Европы,подчеркивают, что в отличие от Соединенных Штатов, где 62% лиц, неимеющих домашних ПК, ссылаются на низкий уровень доходов, в Европе этотпоказатель составляет лишь 12%. В то же время 57% европейцев, не имеющихПК, относятся к группе с низким уровнем образования, и именно это, на взглядисследователей, является основной причиной пока еще сравнительноневысокой степени распространения домашних компьютеров в Европе.