10 мая 2001, 09:48

Что сулит Японии смена политического лидера? Forex EuroClub

www.k2kapital.com/ Новый премьер декларирует необходимость ускоренияреформаторского процесса, но политические реалии могут взять верх

Вот уже неделю правительство Японии работает с новым премьер-министром - Дзюнъитиро Коидзуми (Junichiro Koizumi), - ранее работавшимна должности министра здравоохранения и благосостояния и имевшимрепутацию радикального реформатора. Избрание Коидзуми на пост главыправительства было объявлено кардинальным сдвигом в политическихнастроениях японского общества, а его широко очерченные планы выглядятвесьма многообещающими. Тем не менее, преследование политическихцелей способно затормозить ход реформ прежде, чем они успеют оказатьсущественное влияние на ситуацию в стране, поскольку представителиправящей Либерально-Демократической партии Японии, ЛДП, могутоказаться в большей степени заинтересованы в сохранении голосовизбирателей, чем в осуществлении необходимых реформ. Несколько днейназад новый премьер заявил, что результатом структурных реформ в странестанет временное продолжение экономической стагнации или дажесокращение объемов экономики, а это, как известно, не способствуетповышению репутации правящей верхушки среди народных масс. Как отмечают многие обозреватели, назначения в состав кабинетаминистров, сделанные Коидзуми, говорят о его намерении ускоритьпроцесс реализации реформ в стране. Однако из всех назначений, имеющихнепосредственное отношение к формированию экономической политики,только одно может действительно считаться подготовкой к полномуосуществлению планов Коидзуми. Университетский профессор ХиезоТакенака (Hiezo Takenaka), ставшая новым министром экономики, будучи"аутсайдером" (т.е. не являясь членом правящей партии), неоднократноделала публичные заявления, в которых критиковала правительство заиспользование государственных средств с целью "симулирования"экономического роста. А вот Хакуо Йангисава (Hakuo Yangisawa), министрфинансовых услуг в администрации бывшего премьер-министра ЙосироМори (Yoshiro Mori), остался в составе кабинета, несмотря на то, чтооказался неспособен добиться от банков списания безнадежных долгов насумму 150 трлн. иен. Министр финансов Масаюро Сиокава (MasajuroShiokawa), являющийся членом ЛДП, явно не обладает достаточнымопытом, и это позволяет предположить, что его назначение былопрагматическим шагом, вызванным необходимостью "навести мосты"между молодыми реформаторами и партийными "инсайдерами" в составеправительства, санкции которых необходимы для проведения в жизнь какихбы то ни было реформ. Естественно, что национальная и мировая общественность внимательноследит за заявлениями нового премьера, пытаясь понять, что сулит странеего лидерство. И главными вопросами, находящимися в сфере вниманияобозревателей, являются реформирование банковской сферы, монетарнаяполитика и финансово-бюджетная политика. В ходе последней встречипредставителей стран Большой Семерки министр финансов ЯпонииСиокава обещал предпринять меры для ускорения процесс избавленияяпонских банков от безнадежных долгов. По имеющимся оценкам, насентябрь 2000 г. на балансах японских банков все еще оставалось около 32трлн. иен безнадежных долгов. Коидзуми еще предстоит четко выразитьсвою позицию в вопросе о том, будет ли он продолжать стратегию ЛДП поиспользованию государственных средств для поддержки слабых инеэффективных банков, или же он пойдет на необходимые, хотя и весьмаболезненные меры, и, в частности, допустит банкротство некоторых из этихбанков. Когда подобные институты, испытывающие серьезные финансовыезатруднения, лишатся доступа к государственным средствам, реформы будутспособствовать и разрешению более глубокой проблемы морального риска,коренящейся в отсутствии у банков побудительных причин для списаниябезнадежных долгов или повышения стандартов кредитования. Большееколичество банков будет вынуждено последовать примеру Daiwa Bank,который в настоящее время осуществляет сокращение штатов и к концумарта 2002 г. планирует закрыть ряд своих филиалов. Что касается денежной политики, то, по мнению большинства экспертов,маловероятно, чтобы Коидзуми отказался сейчас от политики нулевыхпроцентных ставок, которой ныне придерживается Банк Японии. Тем неменее, ясно, что обстановка непрерывного замедления экономическогороста требует от премьера выработки новой стратегии. Несмотря на низкуюстоимость заимствований, финансовая слабость банков не позволяет имосуществить перераспределение кредитных средств, направив их в болеемногообещающие фирмы. Кроме того, потребность в капитале со стороныкомпаний, вынужденных решать проблемы, связанные с излишкамипроизводственных мощностей и товарных запасов, вряд ли увеличится дотех пор, пока низкие коэффициенты прибыли и слабый потребительскийспрос будут служить препятствием для дальнейших инвестиций. Одной из альтернатив для Банка Японии могла бы послужить политикаподдержания целевого уровня инфляции. Такая стратегия в чем-тонапоминала бы стратегию Европейского Центрального Банка, ЕЦБ, сединственным различием: предельно допустимой нормой была бы неверхняя, а нижняя планка темпов роста инфляции, т.е. этот экономическийиндикатор в случае с Японией должен бы быть не ниже определенногоуровня. Ожидания положительных темпов роста инфляции способны стать"приманкой", которая вернет в магазины потребителей, что позволитотчасти избавиться от излишков накопившихся товарных запасов. Однакообъявление об отставке главы Банка Японии Масару Хайами (MasaruHayami) внесло еще большую неопределенность в будущее монетарнойполитики. И в ситуации повышенной нервозности, с которой финансовыерынки ожидают сообщений о подробностях экономических плановКоидзуми, преемник Хайами, скорее всего, останется в ближайшем будущемприверженцем политики нулевых процентных ставок. Возможно, самым смелым заявлением Коидзуми стало взятое им на себяобязательство ограничить правительственные расходы на общественныесооружения. На протяжении всего периода экономических трудностейполитика ЛДП в значительной степени основывалась на государственномфинансировании огромного количества проектов строительстваобщественных сооружений. Это позволяло не только сохранять устойчивыйуровень занятости в строительной отрасли, на которую приходится 10%всей рабочей силы в Японии, но и укреплять традиционную избирательнуюбазу ЛДП. Сейчас, когда Коидзуми хочет ограничить объемы выпускаправительственных облигаций суммой в 30 трлн. иен ($245 млрд.) в год иначать приватизацию почтовых учреждений, подобные проекты лишатсяеще одного источника дешевого финансирования. Если премьер останетсяверен своим заявлениям, то снижение затрат на общественные сооруженияв будущем ослабит бремя государственного долга и, что еще более важно,вынудит правительство отказаться от строительных проектов, искусственноподдерживающих текущий уровень занятости. Очевидно, потребуетсянемало дипломатических усилий, чтобы убедить членов ЛДП, входящих всостав правительства, большинством голосов проголосовать за это решение,направленное на устранение опасных дисбалансов в экономике. Коидзуми должен еще отчетливо высказаться по вопросу о том, какимобразом он предполагает стимулировать индивидуальное потребление,являющееся наиболее важным "катализатором" экономического роста. Посравнению, например, с американцами, поведение японских потребителейможно охарактеризовать как более предусмотрительное и нацеленное нанакапливание средств в настоящем с тем, чтобы иметь более широкиевозможности в будущем. Причина этого отчасти кроется в том, что вЯпонии не так высок уровень социальной защищенности граждан.Сознание того, что уровень безработицы неизбежно будет повышаться, анаселению придется платить за быстро растущий государственный долг,заставляет японцев накапливать средства в краткосрочной перспективе,несмотря на чрезвычайно низкие доходы по банковским депозитам. Как нистранно, но лучший способ добиться увеличения затрат - это взять жесткийкурс на корпоративную и финансовую реструктуризацию, предполагающуюснижение уровня занятости. Однако потребители уже осознают тот факт,что повышение уровня безработицы неизбежно и, что произойдет этодовольно скоро. А потому результатом такой политики будет, в конечномсчете, восстановление уверенности потребителей, рассматривающихпроцессы сокращения компаниями излишков производственных мощностейкак сигнал, свидетельствующий о долгожданном начале долгосрочногоэкономического роста. Однако ближайшим барьером, который предстоит взять Коидзуми ивозглавляемой им ЛДП, являются выборы в верхнюю палату парламента,назначенные на июль. Если население Японии действительно готововытерпеть болезненные экономические меры, обещанные новым премьер-министром, и не пожелает сместить его с этого поста, то восстановлениеположительных темпов роста японской экономики явится делом скорееблизкого, чем далекого будущего.